На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

РУССКОЕ СЛОВО

239 подписчиков

Свежие комментарии

  • Николь Нахтигаль
    Гнать эту тварь из России в её кишлак, подпишите Петицию о выдворении мигрантов из России! Давайте объединяться проти...Москвичка-поэтесс...
  • Светлана
    Как русская, родившаяся и живущая в этих краях с рождения моих пра-пра-прабабушек и дедушек, смело могу сказать, что ...Прощай, Кизляр! О...
  • Виктор Не
    Эта "красавица" на себя в зеркало смотрела? Не испугалась?Москвичка-поэтесс...

Русские Асы Первой мировой войны.

 

 

 

В начальный период Первой Мировой войны асом считался лётчик, сбивший не менее 5 неприятельских самолётов. Позднее эта условная граница была сдвинута до 10 побед, а вскоре утратила количественное значение.

Действительно, в период с 1914 по 1918 год 266 пилотов сбили по 10 и более вражеских аэропланов, а в небе Испании аналогичных результатов добился каждый десятый лётчик - истребитель. Подобная закономерность проявилась позже и в противоборстве советской авиации с Люфтваффе, а также в воздушных сражениях над территорией Северной Кореи.

Если заглянуть в историю развития военной авиации, то можно заметить, что основные принципы её применения были определены ещё в годы Первой Мировой войны. В то время этому вопросу уделялось много внимания. Ведь если к началу боевых действий все участвовавшие в них страны имели на вооружении лишь около 800 аэропланов, то к окончанию - уже около 10 000 ( ! ), из которых 40% составляли истребители.

После первых одержанных в воздухе побед пилоты ввели такое понятие, как "ас"  ( в переводе с французского - туз, искажённое старофранцузское "Deus" - Бог ). В карточной иерархии только туз  ( Бог ) выше короля. Отсюда появилась традиция рисовать на фюзеляжах и капотах аэропланов карточные символы.

Всех асов той поры объединяли бойцовский дух, спортивный характер, высокая пилотажная выучка и умение вести снайперский огонь. Вот что писал о таких пилотах командир 2-го авиационного отряда истребителей выдающийся русский лётчик капитан Е. Крутень:

"До тех пор, пока лётчик не собьёт 5 аппаратов противника, на него не обращают особого внимания. Но как только он преодолел заветный рубеж, его с полным основанием называют асом: его исключают из общего порядка и предоставляют возможность летать в одиночку когда и где угодно. С этого момента вся его работа основывается на собственной смекалке и инициативе".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самым результативным русским лётчиком - асом периода Первой Мировой войны был Александр Александрович Козаков. По окончании курсов при Гатчинской военно - авиационной школе он получил направление в действующую армию, где вскоре принял командование 19-м корпусным, а затем истребительным авиаотрядом. Сражался с немецкими и австрийскими лётчиками во время Брусиловского прорыва на ковельском направлении и сбил 10 самолётов противника, причём один из них, как и Нестеров, - таранным ударом. Боевую стажировку Козаков проходил во Франции. Там он уничтожил 4 немецких аэроплана. Храбрость, лётное мастерство, незаурядные организаторские способности позволили ему впоследствии занять должность командира 1 -й истребительной авиагруппы, по праву считавшейся лучшей в русской авиации .

На боевом счету Козакова - 32 победы хотя во многих официальных источниках указывается другая цифра - 17. Такое несоответствие объясняется, как уже подчёркивалось, тем что по существставшему в русской авиации правилу сбитым считался только тот вражеский аэроплан, который упал на территорию не занятую противником. В действительности же и Козаков, и Крутень, да и многие их соратники сбили больше неприятельских самолётов, чем это указано в официальных документах. 

Между тем о наших асах среди немецких и австрийских лётчиков ходили легенды. Так, Козакову и Крутеню, имена которых были хорошо известны противнику, приписывалось до полусотни воздушных побед каждому. А военный обозреватель одной из австрийских газет даже написал, что "русские лётчики были и остаются для нас наиболее опасным противником, более опасным чем французские".

 

19 Марта 1915 года в одном из первых своих боевых вылетов лётчик 19-го авиаотряда 5-й армии штаб - ротмистр Александр Козаков повторил подвиг Петра Нестерова таранив немецкий "Альбатрос".  Под фюзеляжем его "Морана" была закреплена на тросе металлическая "кошка" с длинными "лапами" и пироксилиновой шашкой  ( и это в 1915-м когда французы и немцы уже устанавливали на свои самолёты пулеметы ). Ловко сманеврировав в воздухе, Козаков настиг "Альбатрос" и зависнув над ним попытался сбросить "кошку". Но та как назло, зацепилась за обшивку своего же аэроплана. Что делать ?   Уйти так ничего и не предприняв, находясь в нескольких метрах от самолёта противника ?   Это было бы просто позором. И Козаков решил ударить сверху "Альбатрос" колёсами своего "Морана". Удар оказался настолько сильным, что "Моран" пропорол обшивку крыльев вражеского аэроплана как бы оседлав его. В таком положении Козаков пролетел в течение нескольких секунд а затем "спрыгнул со скакуна". Неуправляемый немецкий самолёт опрокинулся и камнем упал на землю. Оба вражеских лётчика погибли, а русский пилот всё же сумел посадить израненный "Моран" на своей территории. Правда, на пробеге аэроплан перевернулся...

Октябрьский переворот Козаков, как и большинство офицеров русской армии, не принял.  Он посчитал, что с приходом большевиков к власти рухнет всё, в том числе развалится старая кадровая армия. Когда хмурым Ноябрьским утром 1917 года на митинге авиаторов 1-й истребительной авиагруппы его отстранили от командования, он промолвил: "Бедная Россия ! .."  Тогда же был избран новый командир группы, ученик Козакова, солдат - лётчик И. Павлов.

Ну а Козаков, полковник бывшей русской армии, вступил в ряды английского интервенционистского экспедиционного корпуса, который вёл боевые на севере России. Теперь ему пришлось воевать против своих вчерашних товарищей - красвоенлётов.

...19 Июня 1919 года. Село Березняки, что на Северной Двине, в 300 км к югу oт Архангельска. Аэродром, на котором размещался воздушный дивизион так называемого "славяно - британского легиона". В тот день на лётном поле провожали гришу пилотов во главе с командиром отряда Модрахом на Восточный фронт, в распоряжение штаба армии Колчака. В честь отъезжавших А. Козаков поднялся в воздух на своём "Сопвиче" и продемонстрировал каскад фигур пилотажа на низкой высоте. Во время выполнения очередного виража лётчик слишком сильно потянул на себя ручку управления. Его истребитель, словно споткнувшись обо что - то, свалился в штопор и скрылся за высокими елями...

Спустя год после гибели Козакова врангелевский журнал "Наша стихия" поместил на своих страницах большую статью, посвящённую его памяти. В ней описывались подробности катастрофы, приводились слова, сказанные в память о погибшем генерал - майором В. Ткачёвым.


В одном ряду с именами П. Нестерова, Е. Крутеня, В. Ткачёва, А. Козакова в истории отечественной авиации почётное место занимает по праву и имя одного из первых русских лётчиков, носившего титул "победителя штопора", Константина Константиновича Арцеулова. 

Боевой опыт молодого лётчика - истребителя и его мастерское владение техникой пилотирования не остались без внимания со стороны командования. Осенью 1916 года Арцеулову поручают сформировать при Севастопольской военно - авиационной школе отделение истребителей. Именно там, на Каче, в ясный солнечный день 24 Сентября 1916 года прапорщик К. Арцеулов первым среди русских лётчиков преднамеренно ввёл "Ньюпор 21" в штопор и после нескольких витков вывел самолёт в горизонтальный полёт.

В тот же день Арцеулов ещё раз поднялся в воздух и повторил выполнение сложнейшей фигуры. Надо сказать, что при этом он действовал вполне осознанно: если до него лётчики, попав в штопор, старались приподнять опущенный нос вращающегося самолёта и тянули ручку управления на себя  ( чем ещё более усугубляли ситуацию ), то Арцеулов, наоборот, отдавал её, а нажатием на педаль отклонял руль направления в сторону, обратную штопору, и тем самым прекращал самовращение аэроплана. Вскоре программа подготовки лётчиков - истребителей в Севастопольской военно - авиационной школе пополнилась курсом их обучения выполнению штопора, который они затем успешно применяли в воздушных боях на фронтах Первой Мировой войны. Трудно себе даже представить, сколько жизней лётчиков спас своими рискованными полётами Константин Арцеулов. А вот что писал в 1919 году о штопоре - "грозе лётчиков" - знаменитый французский пилот и авиаконструктор Л. Моран: "До конца войны мы проявляли пассивность в освоении штопора, так как не могли толком объяснить природу этого явления. И как следствие - частые случаи гибели наших авиаторов".

При упоминании имени Константина Константиновича Арцеулова можно смело употребить эпитет - впервые. В самом деле один из первых пилотов России, один из первых русских асов, основоположник школы подготовки лётчиков - истребителей, один из первых лётчиков - испытателей, первый советский лётчик - инструктор по высшему пилотажу воспитавший не одну сотню учеников, в том числе Валерия Чкалова. Жизнь этого замечательного человека стала своеобразным мостом, связавшим судьбы двух поколений - русских и советских авиаторов.

 

Рассказ о русских асах был бы неполным без упоминания "французских" асов с русскими фамилиями: Фёдорова, Мариновича, Аргеева. По разным причинам они оказались на чужбине. Но с первых же дней войны этих людей объединило в ряды русских добровольцев одно чувство - патриотизм. Многие из них начинали войну на Западном фронте, а заканчивали уже на Родине. "Плеядой отважных" называли своих русских коллег французские лётчики. К сожалению, правда о подвигах соотечественников стала широко известна в нашей стране лишь в 1981 году, когда вышла в свет книга бывшего военного лётчика, ветерана Великой Отечественной войны писателя Юрия Гальперина "Воздушный казак Вердена".

История русской истребительной авиации завершилась с подписанием 14 Ноября 1917 года начальником Управления авиации и воздухоплавания при штабе Верховного Главнокомандующего русской армии полковником В. Ткачёвым приказа № 26623, в котором были подведены итоги и сделан подробный анализ её деятельности на фронтах Первой Мировой. Между тем в Советской России уже разгорался пожар гражданской войны, положившей начало становлению Рабоче - Крестьянского Красного Воздушного Флота.

В заключение  нам бы хотелось привести количество сбитых каждым из русских военных лётчиков - асов летательных аппаратов противника  ( в это число входят и аэростаты ). Надеемся, что этот список поможет устранить несправедливость и опровергнуть существующее до сих пор мнение  ( и у нас в стране, и за рубежом ) о якобы низкой результативности русских лётчиков - истребителей в годы Первой Мировой войны.

Вот этот список:

1.А. Козаков - 32.

2. П. Маринович - 22.

3.Е. Крутень и В. Фёдоров - по 20.

4.К. Арцеулов - 18.

5. П. Аргеев - 15.

6.А. Северский - 13.

7.И. Смрнов - 12.

8.М. Сафонов, Б. Сергиевский и Э. Томсон - по 11.

9.И. Орлов - 10, Э. Пульпе и Г. Сук - по 7.

10.О. Тетер, Я. Махлапуу и В. Янченко - по 6.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх