На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

РУССКОЕ СЛОВО

238 подписчиков

Свежие комментарии

  • Николь Нахтигаль
    Гнать эту тварь из России в её кишлак, подпишите Петицию о выдворении мигрантов из России! Давайте объединяться проти...Москвичка-поэтесс...
  • Светлана
    Как русская, родившаяся и живущая в этих краях с рождения моих пра-пра-прабабушек и дедушек, смело могу сказать, что ...Прощай, Кизляр! О...
  • Виктор Не
    Эта "красавица" на себя в зеркало смотрела? Не испугалась?Москвичка-поэтесс...

УГАНДА - ЗЕМЛЯ СИРОТ И ТОРЖЕСТВУЮЩЕГО ПРАВОСЛАВИЯ

УГАНДА - ЗЕМЛЯ СИРОТ И ТОРЖЕСТВУЮЩЕГО ПРАВОСЛАВИЯ

Уганда - земля сирот и торжествующего Православия

Они очень не похожи на нас не только из-за темного цвета кожи и колечек, жестких как проволока, волос. А еще, например, потому, что во время поста просто едят пищу без соли. Мяса и молочных продуктов в их рационе практически не бывает и так, потому как в их земле такие продукты - непозволительное роскошество. Они не запирают царских врат во время службы, потому что должны видеть исполнение таинств, иначе их вера поддается серьезным искушениям, а во время причастия опускаются на колени и резко запрокидывают голову вверх.

Но все это внешние различия - не более, а на деле они такие же, как мы. Братья и сестры во Христе, чья история тоже полна трагизма, преодоления и искушений, а также постоянного поиска Бога. Чего в них, возможно, теперь даже больше, чем в нас - нервно двигающихся в учащенном повседневном ритме сытой цивилизации, где нам, вопреки теплу, комфорту и удовлетворенному аппетиту, всегда чего-то да не хватает "для полного счастья".

Черные апостолы двадцатого века

Именно духовная жажда на заре прошлого века привела к Православию будущих просветителей Уганды - земли подчиненных британской короне черных королевств и племенных союзов на побережье озера Виктория. Находясь в мучительном выборе между католичеством и протестантизмом, они силились понять, почему эти два направления, вроде бы исповедующие Христа, на протяжении веков столь кроваво и немилосердно воевали друг с другом? В поисках ответа на этот вопрос один из них практически случайно, чудом набрел на термин "ортодокси". Обнаружив, что тот означает "истинная церковь", "мать-церковь", он понял, что о многом не знал. Заинтересовался, попросил соратника из американского континента прислать соответствующую литературу, получил ее, стал изучать....

Этим человеком был Реубен "Спартас" Мукаса, будущий епископ Христофор. Которому открылось все величие и незамутненность истинной апостольской Веры, сила ее догматов и таинств, не изменившихся со времен первых вселенских соборов, преданность святоотеческому опыту. А также подлинное братство во Христе, без намека на схоластическое фарисейство и иезуитски оправдываемый расизм с его "бременем белого человека". Спартас был поражен, он поделился открывшимся со своими друзьями, и все вместе они решили встать на путь исповедничества.

Дорога была долгой. Они искали православного епископа, нашли в Южной Африке, тот крестил их, но впоследствии оказалось, что он был униатом, а их таинства - безблагодатными. Только в тридцатые годы прошлого века подвижникам из Уганды удалось найти православного священника Константинопольского патриархата, благодаря которому они стали по-настоящему православными. Тот же посоветовал им стать частью Александрийского патриархата, чьей канонической территорией была Центральная Африка.

Спартас и его последователи писали письма в Александрию, но ответа не было. Все это время они не сидели сложа руки, а проповедовали и крестили, число православных в Уганде росло. К 1936 году в стране действовали тридцать общин численностью в пять тысяч человек, двадцать три церковные школы. Отец Спартас и его соратники передвигались по родной земле пешком, от селения к селению, как некогда посланные с благой Вестью Спасителем апостолы.

Но только в 1946 году православные общины Уганды и Кении были приняты в полное каноническое общение с Александрийским патриархатом, в 1958-м была учреждена Иринопольская митрополия с центром в Дар-эс-Саламе (Танзания), а еще через год в Уганду был направлен епископ, митрополит Кампальский и всей Восточной Африки Николай Валеропулос.

Все эти годы отец Спартас много работал, он понимал, что без просвещения и образования паствы полноценная жизнь невозможна. Поэтому при приходах начали учить, в том числе и английскому языку, обучение которому для коренного населения колониальные власти законодательно ограничили. За нарушение этого запрета угандийский подвижник был посажен в тюрьму на долгие пять лет... Выйдя на свободу уже в свободной стране, он отправился за рубеж, чтобы привлечь на родину миссионеров из православных земель, а также финансовую помощь. И ему многое удалось.

В 1972 году отец Спартас стал титулярным епископом Нилопольским, викарием Восточно-Африканской епархии. Скончался в 1982 году.

В Россию за православной мудростью

Роберт Накианзи родился в обычной католической семье. Его мать умерла, когда ему было девять лет. Она, как это бывает часто в африканских семьях, была верующей, отец - номинально верующим, а точнее - совсем неверующим. Но еще в раннем возрасте мальчику удалось столкнуться с православными соседями. Он видел их жизнь, благочестие, красоту их Веры, ходил с ними в храм, читал книги, которые они давали ему. И так пришел в лоно Святой Соборной и Апостольской церкви.

Мальчик поступил в единственную в стране семинарию, которая находится в угандийской столице - Кампале. Там стал духовным чадом митрополита Ионы Луанги. А в семинарской библиотеке нашел книги о большой православной стране России, где решил побывать во что бы то ни стало. Он чувствовал, что именно там, в далеких северных землях, он обретет духовный опыт, который сможет применить в родной стране. Но как это сделать?

Помог Божий промысел. Совершенно случайно у себя в Уганде Роберт познакомился с русским врачом, который ко всему прочему оказался верующим воцерковленным человеком. Тот помог ему практически во всем: от оформления документов до покупки билета на самолет до Москвы. В России Накианзи поступил Московскую духовную академию в Свято- Троицкой Сергиевой лавре.

"Роберт очень открытый и эмоциональный парень, - вспоминал в разговоре с обозревателем телеканала Царьград его сокурсник Артем Рязанцев. - Ему, конечно, нелегко было у нас, с нашим строгим, полувоенным распорядком, но особенно - с питанием: местным ребятам хотя бы родственники что-то привозили в дополнение к довольно строгому академическому рациону, а он, бедняга, похоже, все бананы в округе скупил. Я помню, как мучился, когда стриг его, я профессиональный барбер, эти жесткие как проволока, завивающиеся в колечки волосы, которые если не подстригать, просто человеку спать не дают..."

Учебу в России Роберт не закончил, семейные обстоятельства заставили его вернуться домой. А там навалились новые дела заботы - он получил благословение организовать православный приют для детей-сирот. Он по-прежнему мечтает вернуться в Россию, чтобы завершить начатое, но для того нужно продлить визу, что не просто, и решить вопросы по приюту, которые нарастают как снежный ком.

Сиротский путь исповедничества

Сначала в маленьком детском доме Роберта Накианзи было десять воспитанников, сейчас - пятьдесят. И их количество растет.

"Сиротство - одна из основных проблем моей страны, - рассказал Накианзи обозревателю телеканала Царьград. - Непрекращающиеся войны и эпидемия СПИДа делают свое дело, в Уганде, если у ребенка есть хотя бы один родитель - ему уже повезло. Часто бывает и такое, что у семьи много детей, но они не могут прокормить всех, например, у них десять малышей, а они говорят - мы можем найти пищу лишь для четверых, а остальных сдают в приюты. Малыш, который питается всего один раз в день, для Уганды - обычное дело".

Еще одна деталь нынешней угандийской реальности состоит в том, что именно за счет детей, оставшихся без родителей, и развивается Православие. Именно они приходят в приюты, храмы, составляют костяк общин. На сегодняшний день истинную Веру Христову в этой стране исповедуют около двух миллионов человек, и многие взрослые из нынешних православных прихожан сами прошли через сиротство.

В Уганде четыре епархии, 80 приходов, 37 священников и восемь диаконов. Строится первый в стране женский монастырь, игуменьей которого будет первая в Уганде монахиня - ей двадцать с небольшим. Большинство приходов, понятное дело, священников не имеют, и возглавляются обычными, не имеющими сана подвижниками - катехизаторами, людьми, в ком горит огонь Веры.

"Митрополиту очень трудно управляться с такой большой территорией, ему очень не хватает образованных помощников, кто мог бы заниматься работой с паствой, - уточнил Роберт. - Я живу в Западной Уганде, это большая территория, и на нее - всего один православный храм и два священника. Мы занимаемся катехизацией при приюте, но у нас не хватает преподавателей, приходится приглашать для этого католиков, протестантов. Я понимаю, что это неправильно, но другого выхода у нас нет. А так нашему приюту помогают люди всех конфессий, даже мусульмане. Но средств все равно не хватает. У меня порой руки опускаются, я не понимаю, где мне взять деньги на содержание детей, но я знаю, что это искушение, через которое нужно пройти, и средства все равно найдутся. Я понимаю, что Господь примет мои молитвы, только если я научу Вере других людей. Наши дети бедны, но Царствие Небесное принадлежит нищим духом, однако они должны быть здоровы, исцелиться, потому как Православие - это лечебница для души".

Подавляющее большинство населения Уганды выживает, ютясь в хижинах-мазанках, зарабатывая крохи на продаже овощей со своих огородов, ими же, в основном, и питаясь. Но при этом даже небольшие суммы, поступающие извне, становятся для этих людей настоящим богатством. Так, помощь от бывших сокурсников из России в размере 550 долларов помогла приюту, возглавляемому Накианзи, организовать полноценный пасхальный праздник для воспитанников. И вот недавно они собрали ему еще около 300 долларов. Сбор средств для единоверцев организовал и Социальный центр Святителя Тихона при Донском монастыре столицы.

Мы разные по цвету кожи, языку, истории, даже духовному опыту. Но мы все созданы по Образу и Подобию Его. В наших жилах течет кровь одного цвета. Мы все способны радоваться и плакать. Наши души - бессмертны. Наши предки, по немощи своей променявшие Эдемский сад на юдоль скорби, общие. И мы едины во Христе, нашем общем Спасителе.

А, значит, идем одним путем, поддерживая друг друга в трудные минуты.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх