Последние комментарии

  • Валерий Бородько
    *О прославлении свв. Царственных Мучеников
  • Наташа Ширинская
    Тем более СССР с большой буквы не в курсе...???День в истории: 13 июня 1986 года. Умер «красный Элвис» Дин Рид
  • Светлана Саблина
    Я думаю, что обязательно будут и суды, и признания преступлений красного террора ровно тогда же, когда, например, буд...Реалии красного террора

Экономические успехи Российской Империи при Николае II.

Экономические успехи Российской Империи при Николае II.


Куда бы нас завёл Николай II — Дмитрий Скворцов

В 1913-м — последнем мирном году — Россия по экспорту зерновых превосходила вместе взятые Аргентину, Канаду и Австралию — три зерновые державы, у которых хрущевско-брежневский СССР, а затем РФ постоянно покупала зерно.


Николай II, его кузен Дмитрий Павлович и дочь Татьяна во время прогулки на катере по Днепру. 1916 г.

В январе я опубликовал на «фрАзе» развернутый ответ разного рода познерам и необъяснимым образом примкнувшим к ним чаленкам, узревших в Православии препятствие экономическому прогрессу.

Сегодня, в день памяти страстотерпцев Императора Николая II, Императрицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии. предлагаю отрывок, касающийся экономического бума при последнем нашем царе.

Я имел счастье слушать звукозаписи лекций ушедшего от нас в 2009 г. профессора Высшей школы экономики Владимира Махнача «Предреволюционная Россия» и «О русской культуре XIX в.», прочитанных в 2001 г. в московском ДК «Меридиан». Изложу их конспективно.

Итак, в 1913-м — последнем мирном году — Россия по экспорту зерновых превосходила вместе взятые Аргентину, Канаду и Австралию — три зерновые державы, у которых хрущевско-брежневский СССР, а затем РФ постоянно покупала зерно. Это притом, что климат у них лучше, не исключая и Канаду (где хлеб сеют вдоль южной границы с США). «Ну, скажи кому-нибудь тогда, что мы будем ввозить хлеб! — восклицал Владимир Леонидович — Да, пожалуй, даже эсер какой-нибудь не поверил бы, что до такого состояния ему удастся довести Русь».

Но самое интересное, что рост производства культурного товарного хлеба, происходил на фоне сокращения посевных площадей. С отменой крепостничества стали меньше сеять зерновые культуры на севере — в области рискованного земледелия. Северный крестьянин начал возвращаться к домонгольской практике скотоводства: «Если в Ярославской, Вологодской, Олонецской (сейчас Карелия) губерниях не выгодно землю пахать, то буренок держать — одно удовольствие».

«Конечно, в Вологодской области нельзя держать коров на выпасе круглый год, — осознает Махнач, — но можно полгода на таком травостое, которого нет ни в какой Америке, ни в какой Канаде! Поэтому мы были не только первым в мире экспортером зерна и, кстати, ведущим в мире экспортером яиц, но мы были и первым в мире экспортером животного масла. Прославленную Ассоциацию молочных производителей (основателем которой был помещик и фермер Верещагин, родной брат знаменитого художника) составляли частью помещики, частью крестьяне. По уставу этой гигантской корпорации запрещалось торговать пастеризованными продуктами (Редакция РИ, это явная ошибка автора, пастеризация - это технология, которую применяли при изготовлении Вологодского масла), потому что русский человек в начале двадцатого столетия справедливо считал, что это — испорченное молоко, что порядочный русский мужик не торгует пастеризованными продуктами».

«Но Россия была и промышленным экспортером, — продолжает Махнач — Автомобильная промышленность Российской империи перед революцией была на уровне таковой во Франции (лидере тогдашнего автомобилестроения). Автомобили производили пять или шесть заводов. Другое дело, что хозяйство росло такими темпами, что нам не хватало этих автомобилей. Поэтому еще 5-6 заводов делали кузова под шасси «Даймлер-Бенц».

Наша авиационная промышленность была на уровне таковой в США, то есть в первой пятерке мира. Если во время Первой Мировой войны мы производили разведывательные самолеты по французским чертежам, то тяжелые бомбардировщики создала только одна страна в мире, Россия. Это самолеты «Илья Муромец» Игоря Сикорского. Гидропланы инженера штабс-капитана Григоровича строили по нашей лицензии англичане.

Мы построили первые теплоходы.

Игнатий Костович в числе прочего изобрел оппозитный двигатель,
который только спустя сорок лет запатентовал в авиаци «Юнкерс»,а в автомобилестроении успешно применила «Субару»

Россия была также мощным промышленным экспортером продукции легкой промышленности, экспортером текстиля. Весь многолюдный Китай одевался в русский ситец. Торговые агенты московской и нижегородской промышленных групп (Иваново-Вознесенск, Орехово-Зуево и другие города) ездили в Китай и изучали престижные расцветки. А здесь делали соответствующую набойку. Даже в Индию попадал русский ситец, отчего у англичан все места болели и они, конечно, мешали. Ситцевый экспортер, это вам не сырьевой придаток (царская Россия никогда и не была сырьевым придатком Запада; не был им и сталинский СССР — Хрущев начал делать Россию сырьевым придатком, а Горбачев окончательно сделал). Разве стыдно быть ситцевым экспортером? Стыдно, когда мы сейчас носим китайское и даже вьетнамские вместо того, чтобы одевать их в свое!

С начала царствования Александра III до революции Россия живет с положительным торговым балансом.

Еще до начала Столыпинской реформы 80% обрабатываемой земли находилось в руках крестьян (эсеровская пропаганда — все эти «вопрос об отрезках», «черный передел», «отдайте нам нашу землю!» — была возможна только потому, что правительство совершенно не занималось контрпропагандой). Причем по условиям реформы, эта доля увеличилась бы до 90%.

Мы привыкли, что благосостояние государства не есть благосостояние граждан. Но благосостояние предреволюционной России было именно благосостоянием поданных его Императорского Величества. Это очень легко доказать: за период царствования Николая II вклады в сберкассах возросли в 18 раз (не на 18% — не перепутайте — а в 18 раз!) И вы же понимаете, что не Мамонтов и не Морозов пользовались услугами сберкасс, а служащие и рабочие этих самых Мамонтова и Морозова. Не станете же вы утверждать, что русский мужик был таким психом, что даже на выпить себе не оставлял, а все тащил в сберкассу! В книге «Россия в концлагере» Ивана Солоневича есть эпизод на зоне, когда два комсомольца просят его, родившегося до революции, рассказать, что бы он купил на рубль при царе. В эту раскладку умещается: водка, селедка с лучком, колбаса, что-то еще и на оставшуюся полкопейки сдачи коробок спичек. А это означает еще и чрезвычайно низкий уровень инфляции! Если Иван Лукьянович мог посчитать до спичек, представляете, как медленно менялись цены?

Показательный случай произошел и с одной знаменитой советской актрисой на политзанятиях. Понятно, что никто не будет издеваться над народной артисткой, спрашивая про «Анти-Дюринг». Ее спросили: «Как вы себе представляете коммунизм?». «О, ну, коммунизм — это когда всего будет много: солнца, света, еды, одежды, когда все будут веселые… Ну, как при царе!», — ответила артистичная дама. Это было уже в послевоенное время, потому никакого развития этот смешной случай не имел, но вся театральная публика еще долго смеялась над тем, как случайно, от сердца высказалась пожилая актриса.

В 1900 году был подготовлен первый проект Московского метро. Правда, безумный проект — как в Лондоне, частично надземный. Конечно, его никто не допустил. А вот окончательный проект был утвержден Московской думой в 1912 году. Метро должно было бегать уже в 1922-м. Причем это было чисто московским, городским делом! Если государь и знал про московский метрополитен, то ему сообщили об этом за чаем: «Знаете, Ваше Императорское Величество, а Москва собирается построить метрополитен!» — «В самом деле? Это очаровательно!» А в советское время, извините, метрострой возглавлялся членом Политбюро, товарищем Кагановичем — это была общегосударственная задача. И мы все равно в1930-е годы не дотягивали до технических возможностей дореволюционной России, при которой, кстати, протрассировали (инженерно-геологические изыскания провели) три радиальные линии и кольцо. Знаете, как легко вспомнить «отсталую, несчастную царскую Россию»? Когда будете проезжать по двойному перегону между станциями «Революция» и «Курская», знайте, что одна станция (у Покровских ворот) вычеркнута из проекта 1912 года.

Экономический бум (темпы которого начиная с 1906 г. более не наблюдались никогда и нигде в мире, включая послевоенные Японию и Германию) выражались и в демографическом взрыве. За время правления «кровавого» Николая, население более чем удвоилось! Сегодня нас должно было быть 700 миллионов (оптимальное количество для эффективного развития страны, включая Сибирь). Но…

Дмитрий СКВОРЦОВ, Киев.

Источник ➝

Популярное в

))}
Loading...
наверх