На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

РУССКОЕ СЛОВО

245 подписчиков

Свежие комментарии

  • Григорий Худенко
    Сталкиваюсь постоянно с "безграничной" ненавистью к Ульянову (Ленину) и даже поверхностный анализ "аргументов" наводи...Красный террор. З...
  • Владимир Алтайцев
    Автор-то  подлая  мразь  юдофобская, мусор генетический, кретин и подлец неимоверныйПОРТ-АРТУРСКАЯ ИК...
  • Владимир Алтайцев
    Мерзкая  статья  нацист а  поганого.ПОРТ-АРТУРСКАЯ ИК...

Искалеченные коммунистами души

Искалеченные коммунистами души

Хваленая коммунистами "советская цивилизация" едва ли создала "нового человека", но сильно исказила психику людей. Террор первых четырех десятилетий советской власти наложил на людей отпечаток страха, который и по сей день до конца не изжит. Страх приучил людей говорить одно, думать другое, делать третье.

Страх приучил "не высовываться", не брать на себя ответственности, не проявлять инициативу. Страх породил безразличие и апатию, психологию подопечности и безответственности, где за все отвечает начальство, которое "обязано обеспечить", а мы "люди маленькие".

Более того, "советская цивилизация" с первых своих дней учила людей, что убивать ради "дела" - можно. Она 74 года учила людей, с одной стороны, что вся собственность - общая, с другой - что не своровав, не проживешь, а следовательно и воровство то в общем не воровство, а честным быть может только глупый. Она все эти годы отучала людей от убеждений, приучала их цинично относиться к идеям как инструменту, который можно менять, как отвертки. Она учила, что важен не результат, а отчет, и создала уникальное в мире распространение халтуры.

Не надо удивляться, если власть, которую в 1918 году насаждали отъявленные преступники, оставила после себя след преступности. Сегодня за это приходится нести не только моральные, но и чисто экономические издержки, как например, содержать армию в 60 тысяч частных охранников.

Чтобы выжить, каждый вынужден был думать прежде всего сам за себя, глядя вверх на начальство с подобострастием и вниз на подчиненных с пренебрежением.

Правило "приятно быть важным, но еще важнее быть приятным" было чуждо советскому обществу. Не принято было рассматривать начальство и подчиненных как равных, смотреть не вверх и не вниз, а горизонтально. Каждый каждому был соперник, господствовало недоверие, подсиживание, подозрительность, мнительность и сварливость. Страхом, доносами, возвеличением подлости власть стремилась превратить людей в аморфную, и потому управляемую массу, раздробить общество, изолировать людей друг от друга. Общество было распылено и распылена была воля к совместному действию, разрушалась человеческая солидарность, разрушалось доверие.

За разрушенную солидарность тоже приходится платить - хотя бы тем, как трудно найти надежных партнеров для частного предприятия, тем, что нет устойчивых и широких политических объединений (поскольку каждого политика интересует прежде всего его собственная персона), тем, как медленно развивается общественная самодеятельность и благотворительность.

Вопреки всем мифам о "морально-политическом единстве" народа и власти, власть коммунистического государства всегда рассматривалась народом как начало чуждое и враждебное. Отношение к советской власти, которую надо было обманывать и обкрадывать, сегодня переносится на любую власть. Отсюда двуличие и двойная бухгалтерия, которые сохранились и в отношении к законам (они существуют для того, чтобы их обходить), и к статистике (пишем одно, на самом деле другое) и, особенно, к налогам. Инерция противостояния государству и недоверия к нему сохранилась (увы, порою весьма обоснованно!) и затрудняет отстройку нормальных государственных учреждений.

Обосновано это недоверие психологией многих власть имущих - от милиционера до министра - рассматривающих порученную им власть как личную собственность. "Злоупотребление властью состоит в том, что орган власти осуществляет предоставленную ему функцию в своем личном интересе", превращая зависимость от государства в зависимость "от субъективного произвола отдельных органов власти, эксплуатирующих государство" писал Н.М. Коркунов. Понятие "конфликта интересов" - личных и общественных - в послесоветской России еще далеко не осознано. Власть 74 года отучала людей от денег и сделала их очень падкими на них, когда деньги появились.

Пренебрежение к человеку было господствующей антиценностью коммунистического периода - и на войне, и в тюрьме, и на производстве. Оно продолжает жить во множестве бытовых деталей - от открытых люков посреди тротуаров и неубранной гололедицы - до обращения с просителями в учреждениях социального обеспечения. На пренебрежение к нему человек отвечал пренебрежением к самому себе: высокие показатели потребления табака и алкоголя и производная от них высокая смертность - тоже наследие "советской цивилизации", равно как и множество неврозов, которым суждено остаться без диагноза и без лечения.

Ни один из этих вопросов душевного здоровья нации не поддается простым решениям - все требуют длительного времени и опыта жизни в условиях свободы и ответственности. Когда люди жалуются, что цены у нас теперь мировые, а зарплата - ниже прежней, они забывают, что зарплата зависит от производительности труда. А производительность общества, которое себе непрерывно само ставит палки в колеса бюрократическими барьерами, преступностью, отсутствием солидарности - его суммарный "коэффициент полезного действия" не будет высоким, пока это наследие коммунистического периода не изжито.

На данном изображении может находиться: 6 человек, люди стоят, толпа, небо и на улице
Ссылка на первоисточник
наверх