Искалеченные коммунистами души
Хваленая коммунистами "советская цивилизация" едва ли создала "нового человека", но сильно исказила психику людей. Террор первых четырех десятилетий советской власти наложил на людей отпечаток страха, который и по сей день до конца не изжит. Страх приучил людей говорить одно, думать другое, делать третье. Страх приучил "не высовываться", не брать на себя ответственности, не проявлять инициативу. Страх породил безразличие и апатию, психологию подопечности и безответственности, где за все отвечает начальство, которое "обязано обеспечить", а мы "люди маленькие".
Более того, "советская цивилизация" с первых своих дней учила людей, что убивать ради "дела" - можно. Она 74 года учила людей, с одной стороны, что вся собственность - общая, с другой - что не своровав, не проживешь, а следовательно и воровство то в общем не воровство, а честным быть может только глупый. Она все эти годы отучала людей от убеждений, приучала их цинично относиться к идеям как инструменту, который можно менять, как отвертки. Она учила, что важен не результат, а отчет, и создала уникальное в мире распространение халтуры.
Не надо удивляться, если власть, которую в 1918 году насаждали отъявленные преступники, оставила после себя след преступности. Сегодня за это приходится нести не только моральные, но и чисто экономические издержки, как например, содержать армию в 60 тысяч частных охранников.
Чтобы выжить, каждый вынужден был думать прежде всего сам за себя, глядя вверх на начальство с подобострастием и вниз на подчиненных с пренебрежением. Правило "приятно быть важным, но еще важнее быть приятным" было чуждо советскому обществу. Не принято было рассматривать начальство и подчиненных как равных, смотреть не вверх и не вниз, а горизонтально. Каждый каждому был соперник, господствовало недоверие, подсиживание, подозрительность, мнительность и сварливость. Страхом, доносами, возвеличением подлости власть стремилась превратить людей в аморфную, и потому управляемую массу, раздробить общество, изолировать людей друг от друга. Общество было распылено и распылена была воля к совместному действию, разрушалась человеческая солидарность, разрушалось доверие.
За разрушенную солидарность тоже приходится платить - хотя бы тем, как трудно найти надежных партнеров для частного предприятия, тем, что нет устойчивых и широких политических объединений (поскольку каждого политика интересует прежде всего его собственная персона), тем, как медленно развивается общественная самодеятельность и благотворительность.
Вопреки всем мифам о "морально-политическом единстве" народа и власти, власть коммунистического государства всегда рассматривалась народом как начало чуждое и враждебное. Отношение к советской власти, которую надо было обманывать и обкрадывать, сегодня переносится на любую власть. Отсюда двуличие и двойная бухгалтерия, которые сохранились и в отношении к законам (они существуют для того, чтобы их обходить), и к статистике (пишем одно, на самом деле другое) и, особенно, к налогам. Инерция противостояния государству и недоверия к нему сохранилась (увы, порою весьма обоснованно!) и затрудняет отстройку нормальных государственных учреждений.
Обосновано это недоверие психологией многих власть имущих - от милиционера до министра - рассматривающих порученную им власть как личную собственность. "Злоупотребление властью состоит в том, что орган власти осуществляет предоставленную ему функцию в своем личном интересе", превращая зависимость от государства в зависимость "от субъективного произвола отдельных органов власти, эксплуатирующих государство" писал Н.М. Коркунов. Понятие "конфликта интересов" - личных и общественных - в послесоветской России еще далеко не осознано. Власть 74 года отучала людей от денег и сделала их очень падкими на них, когда деньги появились.
Пренебрежение к человеку было господствующей антиценностью коммунистического периода - и на войне, и в тюрьме, и на производстве. Оно продолжает жить во множестве бытовых деталей - от открытых люков посреди тротуаров и неубранной гололедицы - до обращения с просителями в учреждениях социального обеспечения. На пренебрежение к нему человек отвечал пренебрежением к самому себе: высокие показатели потребления табака и алкоголя и производная от них высокая смертность - тоже наследие "советской цивилизации", равно как и множество неврозов, которым суждено остаться без диагноза и без лечения.
Ни один из этих вопросов душевного здоровья нации не поддается простым решениям - все требуют длительного времени и опыта жизни в условиях свободы и ответственности. Когда люди жалуются, что цены у нас теперь мировые, а зарплата - ниже прежней, они забывают, что зарплата зависит от производительности труда. А производительность общества, которое себе непрерывно само ставит палки в колеса бюрократическими барьерами, преступностью, отсутствием солидарности - его суммарный "коэффициент полезного действия" не будет высоким, пока это наследие коммунистического периода не изжито.

Свежие комментарии