АЛЕКСЕЙ МАЛИНОВСКИЙ предлагает Вам запомнить сайт «РУССКОЕ СЛОВО»
Вы хотите запомнить сайт «РУССКОЕ СЛОВО»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Встань за Веру, русская земля! Сайт патриотов России.

Основная статья: Златоуст

Прощеное воскресенье

Прощеное воскресенье


5/18.02 (в 2018 г.). – Последнее воскресенье перед Великим постом. Прощеное воскресенье

Прощеное воскресенье

Прощеное воскресеньеПрощёное воскресенье – последнее воскресенье перед Великим постом, последний день Масленицы. Этот день еще называется "сыропустом", потому что им оканчивается ядение сыра, масла и яиц. В этот день все православные просят друг у друга прощения – чтобы приступить к посту с доброй душой, сосредоточиться на духовной жизни с чистым сердцем встретить Пасху – день Воскресения Христова.

Многим бывает трудно просить у других прощение из-за гордости. Церковь идет на помощь нам. Установлен день, когда мы искренне можем избавиться от накопившихся обид и неприязни. В воскресный день за Божественной литургией звучит предупреждение словами Христа: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец наш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15). Затем на вечернем богослужении совершается чин прощения. Священник подает пример и первый у всех просит прощение. После этого, все прихожане подходят и испрашивают у него прощение, а также и у друг друга. Все подходят друг к другу и просят прощенья: "Прости меня, если виноват" – "И ты меня прости" – "Бог простит". Всё это сопровождается поклонами и взаимным целованием.

Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Они ввели его перед наступлением Великого поста: чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения – чтобы быть примиренным и прощенным со всеми и благодаря этому – с Самим Богом.

Эта традиция Прощеного воскресенья перешла затем в богослужение всей Церкви. В дореволюционной России существовал обычай даже Царю испрашивать прощения у свои подданных. С этой целью Царь объезжал войска, просил прощения у солдат, посещал монастыри, где просил прощения у их братии, приезжал к архиереям, чтобы и у них попросить прощения. Трогательно описан обряд прощения в книге И.С. Шмелева "Лето Господне" – найдите и прочтите, как это было совсем недавно в православной России

В этот день Церковь вспоминает изгнание Адама, и вместе с ним всего последующего человечества, из рая. Тем самым мы просим у Бога прощения и за тот грех наших первых предков, согрешивших перед Богом своим своеволием и подпаданием под соблазн сатаны ("будете как боги").

Редакция издательства и сайта "Русская идея" накануне Великого поста просит прощения у всех, кого мы обидели вольно или невольно...

Великий пост

Великий пост – главный и самый продолжительный пост, для подготовления к главному православному празднику – Светлому Христову Воскресению. Установлен в подражание Иисусу Христу, постившемуся в пустыне сорок дней. Великопостный период длится 48 дней, из которых 40 дней (до пятницы 6-й недели) именуются собственно Великим постом, плюс ещё 8 дней Страстной Седмицы.

Пост не является повинностью или наказанием или диетой, как часто думают неверующие. Его следует понимать как наша малая жертва Богу и как спасительное средство, своего рода лечение и лекарство для каждой человеческой души. «Видишь ли, что делает пост, – пишет святитель Афанасий Великий: – болезни врачует, бесов прогоняет, лукавые помыслы удаляет и сердце делает чистым». Суть поста не в том, чтобы отказаться от некоторых видов пищи или развлечений, и даже от насущных дел (как понимают жертву католики, иудаисты, язычники), а в том, чтобы отказаться от той мiрской суеты, которая всецело поглощает нас и удаляет от Бога.

«Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его, – наставляет святитель Иоанн Златоуст. – Не одни уста должны поститься, нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и все наше тело... Пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления... Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен и степен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой, и в изобилии даровал плоды покаяния».

Пост усмиряет страсти и этим просветляется духовный разум. По словам святителя Василия Великого, пост делается как бы крыльями, возносящими молитву к Богу. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что «молитвы совершаются со вниманием особенно во время поста, потому что тогда душа бывает легче, ничем не отягощается и не подавляется гибельным бременем удовольствий». Для такой покаянной молитвы пост – самое благодатное время.

1-я седмица Великого поста называется «Феодоровой неделей». На храмовых богослужениях в понедельник, вторник, среду и четверг на великом повечерии читается, по частям, Великий канон преподобного Андрея Критского, а в пятницу по заамвонной молитве – молебный канон великомученику Феодору Тирону (отсюда и название первой седмицы). Понедельник в народе называется «Чистым понедельником»: в этот день принято чистить дом от «духа масленицы», помыться в бане, надеть на себя всё чистое, то есть встречать пост в чистоте.
Первая Неделя (воскресенье) Великого поста – Торжество православия, когда соверщается чин анафематствования ересей и врагов Православия.
Вторая Неделя Великого поста – Русская Православная Церковь вспоминает одного из великих богословов – святителя Григория Паламу.
Третья Неделя Великого поста – Крестопоклонная: после великого славословия на утрени износится из алтаря святой Крест и предлагается для поклонения. Следующая за воскресеньем 4-я седмица Великого поста именуется Крестопоклонной.
Четвёртая Неделя – память прп. Иоанна Лествичника. В четверг 5-й седмицы на утрене читается весь великий покаянный канон Андрея Критского, а также житие прп. Марии Египетской – «Андреево стояние» или «стояние Марии Египетской». Получило распространение ещё одно название этой седмицы – «Похвальная» от Субботы Акафиста или Похвалы Пресвятой Богородице: на утрене субботы торжественно читается Акафист Пресвятой Богородице. Празднование было установлено в память спасения Константинополя от иноплеменного нашествия в 626 г. при Императоре Ираклии.
Пятая Неделя – память прп. Марии Египетской, образца истинного покаяния. Этой шестой седмицей завершается Святая Четыредесятница Великого поста; суббота – Воскрешение праведного Лазаря (Лазарева суббота).
Шестая Неделя Ваий – Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресенье, двунадесятый праздник. Далее начинается Страстная седмица.


АЛЕКСЕЙ МАЛИНОВСКИЙ 18 фев, 21:41
+5 1

«Что мы празднуем, братья и сестры, в этот день Рождества?»

«Что мы празднуем, братья и сестры, в этот день Рождества?»

Рождественское послание епископа Ярравильского и Австралийского РПЦЗ Андрея (Эрастова).


Во имя Отца, и Сына и Святого Духа.

Что мы празднуем, братья и сестры, в этот день Рождества? Событие, приведшее в изумление мириады небесных воинств. Однако только несколько человек из всего мира присутствовали при этом событии.

Так в тишине и в тайне совершилось великое дело возрождения человека, установленное Божественным Провидением прежде создания мира. Тайна Божественного Промысла от начала мира была сокрыта не только от людей, но даже и от ангелов. «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9).

В чем же заключалась эта тайна нашего спасения? Так говорит о ней св. Павел: «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1 Тим.3:16). «Слово стало плотью» (Иоан. 1:14), – богословствует евангелист Иоанн. Сын и Слово Божие, невидимый и бесплотный, видится как Младенец. Не имеющий начала рождается от Девы. Вездесущий и неограниченный заворачивается в пелены и полагается в ясли. «Вся полнота Божества обитает» в маленьком теле Младенца (Кол. 2:9). Ангелы спустились к пещере Рождества и смотрели на Христа Младенеца, лежащего в яслях, невидимого для них по Своему Божеству.

Таинственные дела Божии совершаются в молчании. Мир не обращает на них внимания и продолжает свою обычную жизнь. Ровно 100 лет назад в далеком заснеженном Тобольске забытая и оставленная всеми Царская семья праздновала свое последнее Рождество. От земли был взят Удерживающий, и тайна беззакония могла уже беспрепятственно совершить свое дело. Дорого заплатил русский народ за свое духовное ослепление. За кровь Помазанника Божия, Царицы-мученицы и пятерых невинных царских детей были пролиты потоки крови. Настало время, о котором предсказывал преп. Серафим Саровский, что ангелы не будут успевать принимать души. В этом году исполнилось 100 лет с начала гонений на Церковь в России. Русская Церковь украсилась бесчисленным сонмом Новомучеников и Исповедников.

Сейчас, 100 лет спустя, тайна беззакония действует уже беззастенчиво, нагло, открыто. Уже становится реальностью, что подобно тому, как это было в первохристианские времена или как это было во времена гонений в России, христиане во всем мире будут составлять гонимое меньшинство.

Волхвы пришли поклониться рожденному Младенцу как могущественному Царю. Но ныне Его Царство не от мира сего. В этом мире господствует враг Божий, диавол. Область его господства – это грехи и страсти, через которые он владеет сердцами людей.

Царство Христово – это Церковь, царство истины, любви, праведности и мира. Церковь – это нечто совершенно противоположное миру, где господствуют ложь, жестокость и эгоизм. Однако, чтобы принадлежать к этому Царству Правды, мы должны вести постоянную войну с грехом в нашем сердце.

Самое печальное в наше время даже не то, что сгущается духовная тьма, а то, что нет света там, где мы могли бы ожидать его – в истинной Церкви. К стыду своему мы должны признать, что Истинное Православие стало притчей во языцех, объектом насмешек. Но мы верим, что ради молитв Новомучеников Господь не оставит до конца Русскую Церковь. Пусть постыдятся те, кто проповедует, что Русская Церковь прекратила свое существование и нам нужно присоединиться к другим поместным Церквам.

Более 700 лет до Рождества Христова пророк Исаия провозгласил: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог» (Матф. 1:23)

Воистину, с нами Бог, чтобы слышать наши молитвы и отпускать нам грехи. Воистину, с нами Бог в Таинстве Евхаристии. С нами Бог, когда Он соединяется с нами через Причастие Его Тела и Крови. Тело Христово, которое мы принимаем, есть не иное, как то же тело, которое родилось от Пресвятой Девы Марии.

Когда Дева спеленала новорожденного Младенца, Она поместила Его в ясли, то есть кормушку для скота. Через это Божий Промысл явил, что Христос родился на Земле, чтобы напитать Своим собственным Телом нас, уподобившихся бессловесным животным. Христос – Небесный Хлеб; «тот, кто будет есть от этого хлеба, будет жить вечно» (Иоан. 6:51). Через Свое воплощение Христос стал для нас всем: пищей, питием, одеждой и жилищем.

«Христос рождается, прославляйте Его; Христос приходит с Небес, выходите навстречу Ему» – поем мы в каноне праздника. Господь приблизился к нам чрез Свое воплощение; приблизимся и мы к Нему через молитву, покаяние и участие в таинствах. Чем больше мы приближаемся к Нему, тем больше Он приближается к нам.

Аминь.

Епископ Андрей


АЛЕКСЕЙ МАЛИНОВСКИЙ 8 янв, 20:56
+2 0

И воплотился и вочеловечился

И воплотился и вочеловечился

В эти рождественские дни мы обращаемся к главной тайне нашей веры — Боговоплощению. Это слово означает, что Бог стал Человеком, Одним из нас, во всем Подобным нам, кроме греха. Тот, Кто создал пространство и время, галактики и туманности, стал Младенцем на руках Свой Пречистой Матери.

У язычников было представление о богах — могучих, таинственных надчеловеческих существах, присутствие которых повергало в трепет. С ними было связано слово numen — «священный» (буквально «тот, перед кем склоняются»). Их просили о помощи, им воскуряли фимиам. Но эти боги были мелкими — иногда даже просто мелочными, они отражали вполне человеческие недостатки. Эти «боги» могли конфликтовать между собой и устраивать кровавые битвы за лидерство. Они не были ни всеведущими, ни всемогущими, ни благими — но лишь усиленной версией человеческой знати. Более того, многие считали, что иногда «продвинутый» маг, знакомый с соответствующими заклинаниями, мог заставить богов исполнить его волю. Боги могли буквально оголодать, если люди долгое время не приносили им жертв.

У ветхозаветного народа Божия, Израиля, было совсем другое представление о священном. Они верили в Единого и Единственного Бога. Не «одного из» богов — но Единственного Бога, Который существует на самом деле. Бог, Который ни с кем не борется за власть над мирозданием — и менее всего с безгласными идолами, которым поклоняются язычники. Весь мир принадлежит Ему. Он сотворил небо и землю — то есть все существующее — Своим Словом. Идея, что Он может нуждаться в мясе жертв, что Его можно подкупить, в Библии просто высмеивается: «ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор, знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною. Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее» (Пс.49:10–12).

Бог является абсолютным Владыкой мироздания и человеческой истории. Даже бедствия, которые постигают народ Божий, отражают не слабость «нашего» Бога в сравнении с «их» богами — как подумали бы язычники — а суд Божий по отношению к Его неверному народу. И этот суд — еще одно отличие Бога Библии. В отличие от языческих божеств, Он Праведен. Он любит правду и ненавидит беззаконие. Для Него очень важно, чтобы люди поступали друг с другом справедливо. Чтобы с самыми слабыми и уязвимыми членами общества — бедными, пришельцами, сиротами и вдовами — обращались по-человечески. Чтобы у работников не удерживали плату. Чтобы муж не поступал вероломно против жены юности своей. Грех не просто омрачает отношения между людьми, он глубоко оскорбляет Бога, создавшего человека по Своему образу.

И еще одно было открыто древнему Израилю: Бог пошлет Спасителя. Первоначально слово «спаситель» означало сильного лидера, народного вождя, которого Бог наделял силой и смелостью, чтобы спасти народ Божий от тех или иных врагов. Но со временем стало приходить понимание, что люди нуждаются в избавлении от чего-то гораздо более глубокого и зловещего — от греха. Как говорит псалмопевец, «Да уповает Израиль на Господа, ибо у Господа милость и многое у Него избавление, и Он избавит Израиля от всех беззаконий его» (Пс.129:7–8).

В самом деле, если Бог — Тот, Кто создал весь мир и нас самих, Тот, в чьих руках наша временная и вечная участь, то самое важное, что только есть — это отношения с Богом. А эти отношения глубоко разрушены грехом. Как еще в глубине Ветхозаветной истории говорит Моисей, «Имя Господа прославляю; воздайте славу Богу нашему. Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды [в Нем]; Он праведен и истинен; но они развратились пред Ним, они не дети Его по своим порокам, род строптивый и развращенный» (Втор.32:3–5).

Вся история человеческого рода — это история трагического конфликта между грешным человеком и Святым и Праведным Богом. Конечно, человек не может причинить вреда Богу — но он может причинить страшный вред себе. Бог сражается, чтобы спасти Свое мятежное творение от окончательной гибели — как, например, родители могут сражаться, чтобы спасти сына-наркомана. Один бывший рок-музыкант и наркоман, обратившийся к Богу, написал книгу с характерным названием — «Спаси меня от меня самого». Человек, виновный и испорченный, выбирает пути, ведущие его к еще большей вине и еще большей порче и, наконец, к окончательной гибели.

И вот Бог приходит спасти человека. Он делает это, входя в человеческую ситуацию изнутри. Он становится Человеком для того, чтобы ответить на все человеческие нужды. Господь наш Иисус Христос, как свидетельствует Писание и как учит Церковь, есть одновременно и Совершенный Бог и Совершенный Человек. Как человек, Он проживает жизнь в полном послушании Отцу — Он молится там, где мы сквернословим, ищет Божьего там, где мы ищем своего, любит и прощает, где мы ненавидим и злобствуем, свидетельствует об истине там, где нам кажется более удобной ложь, и, наконец, смиренно отдает Свою жизнь на Кресте, чтобы опять принять ее в Воскресении. Если мы обратимся к Нему в покаянии и вере, наши грехи будут омыты Его кровью и наша неправедность будет поглощена Его праведностью. Как сказал об этом святой Иоанн Златоуст, «Христос заплатил гораздо больше того, что мы были должны, и настолько больше, насколько море бесконечно в сравнении с малою каплею». Христос создает Церковь — не просто собрание единоверцев, но Живое Тело, Организм, в Котором через время и пространство струится Его жизнь. Это прощение и эту жизнь мы воспринимаем в установленных Им Таинствах.

Потому что спасение и жизнь вечная, которую приносит в наш мир Христос, предназначены не для какого-то абстрактного человечества — они предназначены для конкретных людей, вас и меня. От нас зависит принять этот дар — а для этого нужно в покаянии и вере приступить к Таинствам созданной Им Церкви.

Рождество Христово — очень подходящее время для того, чтобы это сделать.

Сергей Худиев


АЛЕКСЕЙ МАЛИНОВСКИЙ 7 янв, 07:49
+4 0

«Народоправство не есть Богоустановленная власть».

«Народоправство не есть Богоустановленная власть». В 1881 году Император Александр III издал Манифест «О незыблемости Самодержавия»

Для Церкви небезразлично, будет ли в России после советской власти государственной формой правления не царская самодержавная власть, а конституционная или республиканская, что то же – власть народа или толпы.

Православная Церковь не может предпочесть власть народа царской власти по той причине, что народоправство не есть Богоустановленная власть, ее нельзя отнести к той, о которой сказал апостол Павел: Несть бо власть, аще не от Бога; сущия же власти от Бога учинены суть (Рим. 13, 1). Говоря эти слова, апостол имел в виду форму существующей («сущей») в его время власти, т. е. царскую самодержавную, или единодержавную власть и все ее разветвления в лице отдельных начальников, подчиненных Царю. Вот почему он просит апостола Тимофея совершать молитвы, моления, благодарения прежде всего за Царя и за всех начальствующих, чтобы проводить тихую и безмятежную жизньво всяком благочестии и чистоте(см.: 1 Тим. 2, 1–2).

Только эту царскую власть имеет в виду и другой величайший апостол Петр, когда призывает христиан ей повиноваться, говоря: Повинитеся убо всякому человечу созданию(т. е. всякому, по словам митрополита Филарета, от Бога устроенному над человеками начальству)Господа ради, аще царю, яко преобладающу: аще ли же князем, яко от него посланным, во отмщение убо злодеем, в похвалу же благотворцем (1 Петр. 2, 13–14).

Совершенно напрасно под апостольскими словаминесть бо власть, аще не от Боганекоторые подразумевают, наряду с царскою единодержавною властию, власть республиканскую и конституционную. Самый текст апостольского учения о власти свидетельствует, что здесь все время говорится только о царской самодержавной власти.

За это говорит и здравый смысл: как могли апостолы разуметь под Богопоставленной ту власть, которая царскую Богопоставленную власть ниспровергает? А республика есть ниспровержение монархии, даже посредством всякого насилия, вплоть до кровавого террора.

Нельзя иначе, как ниспровержением Богоустановленной самодержавной монархической власти, назвать и конституцию. Правда, здесь личность монарха сохраняется, но власть захватывается народом, как в республике, чем фактически уничтожается Богоустановленный монархический принцип и создается неестественное и тяжелое положение Царя, при котором он «царствует», но не управляет.

Очень хорошо выявляет несостоятельность такого положения, а вместе с ним и конституционно-государственного строя, Царь Иоанн Грозный. В ответ на порицание его поступков князем Курбским, как несоответствующих, по свидетельству последнего, народному праву других стран, Иоанн Грозный писал ему: «О безбожных человецех что и глаголати! Понеже тии все царствиями своими не владеют: как им повелят подданные («работные»), так и поступают. А российские самодержавцы изначала сами владеют всеми царствами (т. е. всеми частями царской власти), а не бояре и вельможи…». «Если бы у вас, – говорит Иоанн Грозный шведскому Королю, – было совершенное королевство, то отцу твоему архиепископ и советники и вся земля в товарищах не были бы». По словам Грозного, шведский Король – «точно староста в волости». А польскому Королю Стефану Баторию чрез его послов тот же русский Государь заявил: «Мы, смиренный Иоанн, Царь и Великий Князь всея Руси, по Божиему изволению, а не по многомятежному человеческому хотению...»

Таким образом, как власть республики, так и конституционной монархии одинаково не только не является Богоустановленною властию, но самое их бытие начинается с ее отрицания. Ясно, что не Божественная воля, выраженная в Святом Писании, а человеческая многомятежная, греховная воля с открытым ниспровержением Богооткровенного и святоотеческого учения о царской самодержавной власти лежит в основе республиканского и конституционного строя.

Поэтому Святая Церковь наша не может закрыть своих глаз на отсутствие религиозной основы в демократическом образе правления. Следовательно, она не может быть безразлична к будущему политическому строю нашей страны. Иначе сказать: Святая Церковь не может желать водворения в России республиканского или конституционного строя. Она может содействовать восстановлению у нас только исконного государственного строя, каковым была всегда единоличная великокняжеская или царская самодержавная власть Помазанника Божиего, как власть самая близкая к Церкви и родственная ей, ибо она имеет своим основанием Божественное Писание и святоотеческое учение, что является источником и нашей Православной веры.

Архиепископ
Серафим (СОБОЛЕВ)


АЛЕКСЕЙ МАЛИНОВСКИЙ 3 дек 17, 20:01
+6 0

Рождественский пост

Рождественский пост


Как был установлен Рождественский пост. Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиоланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий.

Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других – несколько больше. На соборе 1166 года, бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле, всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней.

Антиохийский патриарх Феодор IV Вальсамон писал, что «сам святейший патриарх сказал, что, хотя дни этих постов (Успенского и Рождественского. – Ред.) не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься... от 15 дня ноября».

Рождественский пост – последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 – по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот пост называют Филипповым.

Зачем установлен Рождественский пост. Рождественский пост – зимний пост, он служит для нас к освящению последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова.

Лев Великий пишет: «Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий».

По словам Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды.

«Как Господь ущедрил нас плодами земли, – пишет святитель, – так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным».

По словам Симеона Фессалоникийского, «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».

Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

Когда начали праздновать Рождество Христово. Начало этого праздника относится к временам глубокой древности. В Апостольских постановлениях говорится: «Храните, братия, дни праздничные, и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25-й день десятого месяца» (desembri). Там же сказано: «День Рождества Христова да празднуют, в он же нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру».

Во втором столетии на день Рождества Христова, 25 декабря (юлианского календаря), указывает Климент Александрийский.

В третьем веке о празднике Рождества Христова упоминает св. Ипполит.

Во время гонений христиан Диоклетианом, в начале четвертого века, в 303 году, 20 000 никодимийских христиан было сожжено в храме в самый праздник Рождества Христова.

С того времени, когда Церковь получает свободу и делается господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова мы находим во всей Вселенской Церкви, как это можно увидеть из поучений св. Ефрема Сирина, св. Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, св. Амвросия, Иоанна Златоустого и других отцов Церкви четвертого века на праздник Рождества Христова.

Никифор Каллист, писатель четырнадцатого века, в своей церковной истории пишет, что император Юстиниан в шестом веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле.

В пятом веке Патриарх Константинопольский Анатолий, в седьмом Софроний и Андрей Иерусалимские, в восьмом св. Иоанн Дамаскин, Козьма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в девятом преподобная Кассия и другие, имена которых нам неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, которые и ныне звучат в храмах для прославления светло празднуемого события.

Как питаться в Рождественский пост. 28 ноября (15 ноября ст. стиль) начинается Рождественский (Филиппов) пост, который установлен Церковью для достойного приготовления верующих к празднику Рождества Христова. Он длится 40 дней.

На трапезе разрешается пища с растительным маслом (кроме среды и пятницы), в субботние, воскресные и праздничные дни — рыба. Строгость поста усиливается в последнюю неделю перед Рождеством. В Сочельник пища не вкушается до первой звезды (символом первой звезды является зажженная свеча, которая выносится на свещнике по отпусте литургии, совершаемой в Навечерие Рождества Христова, и перед которой клирики поют тропарь и кондак праздника Рождества Христова). (Это правило монастырского устава. Миряне определяют строгость поста, советуясь с духовником)

«Из деятельности святых, из жизни Спасителя нашего и из правил жизни благочинно живущих видно, что прекрасно и полезно всегда быть готовым и находиться в подвиге, труде и терпении; однако не ослаблять себя чрезмерным постом и не приводить в бездеятельность тела. Если плоть распаляется по молодости, то много должно воздерживаться; если же она немощна, то нужно довольно в сытость принимать пищу, не взирая на других подвижников, — много или мало кто поститься; смотри и рассуждай по своей немощи, сколько можешь вместить: каждому мера и внутренний учитель — своя совесть… Умеренный и разумный пост — основание и глава всем добродетелям. Если кто хочет иметь ум твердым от скверных помыслов, да утончает плоть постом. Невозможно без поста и священствовать; как дышать необходимо, так и поститься. Пост, войдя в душу, убивает во глубине ее лежащий грех» (Прп. Паисий).

Из книги «Как провести Рождественский пост, Рождество и святки»


АЛЕКСЕЙ МАЛИНОВСКИЙ 28 ноя 17, 18:33
+1 0

С Праздником, Православные!

Василий (Фазиль) Ирзабеков «Святое слово мать…» (размышления в Праздник Покрова Пресвятой Богородицы)

Василий (Фазиль) Ирзабеков

Как любим мы, не без тайной гордости, повторять, что этот удивительный праздник, появившийся вдали от России, именно у нас приобрел всенародную любовь, стал очень русским.
Вот и на иконе Царица Небесная держит над нами, над Святой Русью, надо всем Православным миром Свой спасительный омофор, оберегая нас с вами от бед и горестей.

Но в этот Праздник не могу не сказать и том, как многие из числа обитающих под Её благословенным покровом денно и нощно изрыгают мерзости и богохульства, адресованные Ей, грязно оскорбляющие Её. Ибо в основе их — хула на величайшую тайну мира сего, Приснодевство Пресвятой Владычицы нашей. И как же после всего этого лицемерно звучит наш извечный, простите, скулеж по поводу того, что, дескать, никак не встанем на стезю процветания, несмотря на все полезные ископаемые, моря и океаны, нефть и золото, алмазы и газ… Удивляться же, как мне кажется, следует совсем иному: как мы все вообще ещё живы после всей той мерзости, что натворили и продолжаем творить ежедневно и ежечасно. Это как же надо нас любить, какой неведомой нам, сирым и убогим, любовью, чтобы, все это видя, всю эту погань слыша, тем не менее не отказываться от нас, продолжая спасать, предстательствовать, покрывая «честным Своим омофором».

И пусть кто-то из сквернословов попытается оправдаться ныне тем, что он, матерясь направо и налево, не это имел в виду. Так неужели ж обычная земная женщина-мать, дарящая всем нам жизнь, в муках рождающая детей своих на свет Божий, достойна такого поношения, этой скверны и хулы? И разве ж оскорбление материнства, глумление над ним не есть подлость, не есть злобное попрание святой пятой заповеди о почитании родителей?! Правда, сегодня привычные, но от этого не менее святые русские слова мать, мамка — на компьютерном сленге всего лишь материнская плата, то бишь главная микросхема…

Вспомним, а ещё матерью — мать сыра земля — испокон века называли святую русскую землю, Отчизну и Родину. Как это у поэта:

Любимая Отчизна,
Родная наша мать,
Каким высоким словом
Мне подвиг твой назвать?

Вот пишу эти строки, а перед мысленным взором незабываемый, не смываемый временем и всё удерживаемый памятью плакат времён Великой Отечественной войны, на котором седая русская женщина, так напоминающая мне своим обликом мою любимую бабушку, взывает к своим детям: «Родина-Мать зовёт!» С этим-то как быть?!

С какой пронзительной болью написал об этой беде Святитель Иоанн Златоуст. И пусть некоторые из древних слов звучат, возможно, непривычно для кого-то, смысл назидания — и в этом глубоко убежден -не укроется ни от кого: «Не подобает, братие, Православным христианам матерью ругатися во брани, понеже есть Мати Божия. Пресвятая Дева Мария роди Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Ее же познахом Госпожу заступницу и молебницу нашу, всякому человеку в скорбех покровительницу и спасение душам нашим. Вторая мати всем человеком, от нея же родихомся и познахом свет сей и от сосец ея воздоихомся, сия мати человека, яко труды и болезни понесе, всякую нечистоту нашу приняла, обмыв и обвив, воспитала нас и одея. Третья мати наша земля: от нея же первый человек Адам от Бога сотворен, от нея кормимся, пищи и одежды приемлем, во нее же и паки возвратимся, во гроб вселяясь».

Знаю, что никто из вас, дорогие мои читатели, не грешит этой мерзостью. Пишу же вам с тайной надеждой о том, что никогда не пройдёте мимо кощунника, чтобы не остановить его, не пресечь. Ибо сказано: «Не ведают, что творят» (Лк., 23, 34).

Пресвятая Богородица, прости и спаси нас!


Екатерина Ч 13 окт 17, 21:27
+1 0

Предсказания Святого Праведного Иоанна Кронштадского о возрождении России

Предсказания Святого Праведного Иоанна Кронштадского о возрождении России

Читать полную версию этой статьи

«Если соберем волю каждого
в одну волю — выстоим!
Если соберем совесть каждого,
в одну совесть — выстоим!
Если соберем любовь к России каждого;
в одну любовь — выстоим!»


"Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая - по старому образцу, крепкая своей верою во Христа Бога и Святую Троицу - и будет по завету князя Владимира, - как единая Церковь".
Св. Иоанн Кронштадтский

“Богоматерь спасала Россию много раз. Если Россия стояла до сих пор, то только благодаря Царице Небесной. А теперь какое тяжелое время мы переживаем!Теперь университеты наполнены евреями, поляками, а русским места нет! Как может помогать таким людям Царица Небесная? До чего мы дожили! Интеллигенция наша – просто глупа. Несмысленные, поглупевшие люди! Россия, в лице интеллигенции и части народа, сделалась неверною Господу, забыла все Его благодеяния, отпала от него, сделалась хуже всякой иноплеменной, даже языческой народности. Вы забыли Бога и оставили Его, и Он оставил вас Своим отеческим промыслом и отдал вас в руки необузданного, дикого произвола. Христиане, которые не веруют в Бога, которые с евреями действуют заодно, которым все равно, какая вера: с евреями они евреи, с поляками они поляки, – те не христиане, и погибнут, если не раскаются…”

“Правители-пастыри, что вы сделали из своего стада? Взыщет Господь овец Своих от рук Ваших!.. Он преимущественно назирает за поведением архиереев и священников, за их деятельностью просветительною, священнодейственною, пастырскою… Нынешний страшный упадок веры и нравов весьма много зависит от холодности к своим паствам многих иерархов и вообще священнического чина”.

“Сколько теперь врагов у нашего Отечества! Наши враги, вы знаете, кто: евреи... Да прекратит наши бедствия Господь, по великой милости Своей! А вы, друзья, крепко стойте за Царя, чтите, любите его, любите святую Церковь и Отечество и помните, что Самодержавие – единственное условие благоденствия России; не будет Самодержавия – не будет России; заберут власть евреи, которые сильно ненавидят нас!”

“Но Всеблагое Провидение не оставит Россию в этом печальном и гибельном состоянии. Оно праведно наказует и ведет к возрождению. Судьбы Божие праведные совершаются над Россией. Ее куют беды и напасти. Не напрасно Тот, кто правит всеми народами, искусно, метко кладет на Свою наковальню подвергаемых Его сильному молоту. Крепись, Россия! Но и кайся, молись, плачь горькими слезами перед твоим небесным Отцом, Которого ты безмерно прогневала!.. Русский народ и другие населяющие Россию племена глубоко развращены, горнило искушений и бедствий для всех необходимо и Господь, не хотящий никому погибнуть, всех пережигает в этом горниле. Но не бойтесь и не страшитесь, братия, пусть крамольники-сатанисты на минуту утешатся своими адскими успехами: суд им от Бога не коснит и погибель из не дремлет (2Петр. 2.3). Десница Господня найдет всех ненавидящих нас и отомстит за нас праведно. Не будем поэтому предаватья унынию, видя все ныне происходящее в мире…”

“Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая – по старому образцу; крепкая своей верою во Христа Бога и во Святую Троицу! И будет по завету святого князя Владимира – как единая Церковь! Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский”.

Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. 1906–1908 гг.

"Кто посаждает на престол царей земных? - пишет о. Иоанн Кронштадский - Тот, Кто един от вечности сидит на престоле огнезрачнем, и один царствует над всем созданием - небом и землею... Царям земным от Него единого дается царская держава... посему царь, как получивший от Господа царскую державу... должен быть самодержавен. Умолкните же вы, мечтательные конституционалисты и парламентаристы! Отойди от меня, сатана! Только царю подается от Господа власть, сила, мужество и мудрость управлять своими подданными".

Выписка из пророческой проповеди, произнесенной о. Иоанном Кронштадским в день св. Архангела Михаила в 1902-г.:

"...Мы не боимся нынешних лаятелей на …Церковь, ибо Подвигоположник наш и всемогущий Глава Христос всегда с нами есть, и пребудет до окончания века, и нынешнее смутное время послужит только к большей славе Церкви Божией". Послушалась Церковь Российская своего пророка Божия, и исполнилось пророчество о. Иоанна Россия просияла сонмом мучеников, прославилась в них.
В период затишья, в 1907 году, о. Иоанн грозно прорекает: "Царство Русское колеблется, близко к падению. …Если в России....безбожники и анархисты не будут подвергнуты праведной каре закона, то… Россия... опустеет... за свое безбожие и за свои беззакония.

…И чем бы мы стали Россияне, без царя? Враги наши постараются уничтожить и самое имя России, так как Носитель, и Хранитель России, после Бога есть Государь России, Царь Самодержавный, без него Россия - не Россия... На Всеблагое Проведение не оставит Россию в этом печальном и гибельном состоянии. Оно праведно наказует и ведет к возрождению".

О. Иоанн Кронштадский обращает свой призыв к нам: "Возвратись, Россия, к святой, непорочной, спасительной, победоносной вере своей и к Святой Церкви - матери своей - и будешь победоносна и славна, как и в старое верующее время".

Дай Бог, чтобы эти дни настали скорее! Молитвенно будем просить Владычицу нашу - ПРесвятую Богородицу, избранника Ее Преподобного Серафима Саровского, Новомученников Российскийх и всех Русских Святых молитвенно представительствовать пред Божиим Престолом за Родину нашу и за всех нас, чтобы исправить нам греховное житие наш, ... быть верными Истине и сподобиться узреть будущую славу Отечества нашего.

О. Иоанн Кронштадский говорит: "Да, через посредство державных лиц Господь блюдет благо царств земных и особенно благо Церкви Своей… - и величайший злодей мира, который явится в последнее время, - антихрист, не может появиться среди нас, по причине самодержавной власти.." "Россию куют беды и напасти. Крепись, Россия! Кайся и молись... Господь, как искусный врач, подвергает нас разный искушениям, скорбям, болезням и бедам, чтобы очистить нас, как золото, в горниле. Вот цель бед и скорбей, посылаемых нам Богом в этой жизни". "Но я предвижу и восстановление мощной России, еще более сильной и могучей.
На костях вот таких мучеников, помни, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая, - по старому образцу; (и) крепкая своей верою в Христа Бога и во Святую Троицу; и будет по завету св. князя Владимира - как единая Церковь. Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие престола Господня. Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский".

Иоанн Кронштадский: "Русский человек должен понять, что Россия – это подножие Престола Господнего,и благодарить Бога за то, что он русский!"

Иоанн Кронштадский: "Доколе Россия будет православна, и будет усердно чтить Бога и Богоматерь, дотоле она будет могущественная и непоколебима, ибо от начала и доселе она выходила из всех бед, укреплялась и расширялась заступлением и помощью Богоматери во всех войнах и ратных, бедственных обстоятельствах - и Российские князья, цари, императоры, и христолюбивое воинство всегда усердно чтили Приснодеву и Матерь".

"...покушающийся на жизнь Царя.., касающийся Его,- касается зеницы ока Божия".

Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие престола Господня. Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский.
Святой праведный отец
Иоанн Кронштадтский.


АЛЕКСЕЙ МАЛИНОВСКИЙ 12 июл 17, 19:48
+1 2

Чудотворец последних времен. Святитель Иоанн Шанхайский (ВИДЕО)

Чудотворец последних времен. Святитель Иоанн Шанхайский (ВИДЕО)

altБлаженный Иоанн (1896-1966), как веруют православные разных стран мира - один из величайших святых ХХ века. Являя собой много различных образов святости,он одновременно был боговдохновенным богословом и Христа ради юродивым, ревностным святителем-миссионером и питателем бедных, суровым аскетом и нежным отцом сирот.

Этот фильм - воспоминания тех,кто его знал,тех,кто его помнил,кто непосредственно на себе испытал благодатную силу молитвы этого удивительного человека.

«Владыко Иоанн нам указывает тот путь, по которому мы должны идти, т.е. путь неуклонного соблюдения святой Православной истины и чудной любви ко всем. Жизнь Святителя Иоанна Максимовича - это воплощение слов святого апостола Павла истинствуеш в любве. Вот, истина и любовь, они воплотились в святой жизни этого дивного святого последнего времени.»

Епископ Фотий, Болгарский.

«Ликуй ныне, Церковь Русская! Ибо должны мы торжествовать всею душею, имея пред очами своими священную раку, принявшую в себя сосуд Духа Святаго нетленныя мощи праведного архиепископа Иоанна, всем сердцем возлюбившаго Бога и образ Его...»

Отец Серафим Ган.

Фильм устроен по благословению Преосвященного Антония, Архиепископа Западного Американского и Сан-Францисского.

АЛЕКСЕЙ МАЛИНОВСКИЙ 2 июл 17, 19:07
+3 0

Старец Моисей Святогорец: О сегодняшних христианах

Старец Моисей Святогорец: О сегодняшних христианах

Монах Моисей Святогорец подвизается на Святой Горе Афон около тридцати пяти лет.Он является иконописцем, поэтом, критиком и писателем. Издал 52 книги и написал более 1000 статей. Его труды переведены и изданы во многих странах мира. Занимал должность старшего секретаря в Священном Киноте Святой Горы. Около двадцати пяти лет является старцем каливы святителя Иоанна Златоуста скита святого великомученика Пантелеимона от монастыря Кутлумуш.

Когда современный христианин говорит о Боге, зачастую он имеет в виду нечто, что находится где-то далеко в небе, неизвестное, непонятное, непостижимое, недосягаемое, то, что он одобряет, полезное в момент необходимости; иногда он приписывает ему магические свойства и часто повторяет неправославное «Веруй и не рассуждай».

Но эта вера в Бога не приводит к существенным изменениям в жизни христианина. Он может иногда ходить в церковь по воскресеньям, держать в своей библиотеке современные духовные книги, в гостиной – старые иконы, в руках - чётки, может подавать небольшую милостыню. Однако он злится из-за несоответствия других людей его ожиданиям, жаден до денег, погружён в эгоизм, жажду комфорта, беспокойство, конкуренцию. И это не является жизнь во Христе.
Здесь пахнет смертью. Чем сегодня отличается христианин от остальных людей? Если у него нет долготерпения, кротости, радости, простоты и особенно смирения, это означает, что он ничего не понял о жизни во Христе. О жизни, которая обновляет, преображает и облагораживает человека даже под гнётом ежедневных трудностей.

Жизнь таких христиан скатывается до бессмысленного и глупого выживания, ведь человек не может жить только ради пенсии, ради второй квартиры или ради новой машины. Мы не ждём кардинальных изменений, действуем без надежды. И мы постоянно торопимся, тем самым вышивая себе саван. Жизнь, говорим мы, черна и безрадостна, это тусклая и мутная рутина.

Христианин призван прежде всего прислушиваться к голосу Евангелия, зовущему его к постоянному риску комфортом, который обладает им и лукаво сподвигает говорить: слава Богу, мы не делаем ничего ужасного и постыдного из того, что видим каждый день по телевизору. Эта мысль, скорее всего, от демонов, и успокоение, которое она даёт, вовсе не благое. Отвечать перед Богом мы будем не только за то, что не делали плохого, но и за то, что не делали хорошего, не возлюбили добродетель.

У христиан сегодня двойная жизнь, не всегда они обладают чистотой и цельностью личности. Это раздвоение – большое страдание. Христианин не должен казаться одним, а быть другим, говорить одно, а делать другое. Это притворство, хорошее или плохое, не может быть чертой христианина.

Истинные отношения человека с Богом характеризуют и его отношения с людьми. Христианин в повседневной жизни и христианин по воскресеньям – не разные люди. Как я уже сказал, существует такое благочестивое лицемерие. Аллегория одержимого стремления человека к совершенному внешнему виду – листья смоковницы, скрывающие его внутреннюю пустоту и наготу. Дорогой и красивой одежде не соответствует красота и совершенство внутреннего мира.

Христианин с головой погружается в насущные заботы, хлопочет о многом, отвлекается на мелочи, раздувает из мухи слона, стремится к удовольствию и запретным плодам, которые представляются ему красивыми, сладкими и приятными, не хочет отличаться от других, не хочет бороться, не хочет уменьшать и ограничивать свою свободу.

Возвращается демон Эдема и предлагает блестящее, а не драгоценное, легко получаемое, дешёвое, разрекламированное, пользующееся спросом, массовое, ненастоящее. Приобретение этого не является успехом, в нём нет подлинности, борьбы, труда терпения и любви. И в этом заключается ложь, дезориентация, заблуждение в принятии демонской морали, сомнительной, коварной, нацеленной на сближение с миром. Таким способом человеку даются ложные приоритеты, обманчивые, вымышленные, отрывочные истины, восхваление порока, опасный изоляционизм, нездоровый нарциссизм, отодвигание проблем, яркие краски пустой оболочки. Я преувеличиваю?

Сегодня у нас, христиан, магическое представление о Церкви. Мы говорим: «Если ты придёшь в Церковь, то твои дела пойдут хорошо». Но среди верующих христиан есть и безработные, и молодые учёные, не получившие места, и разорившиеся коммерсанты. Мы говорим: «Если ты не придёшь в Церковь, у тебя всё пойдёт прахом». Но пришедший Христос не давил ни на чьё сознание. У нас нет права грозить, пугать мир, и тем более петь песни о несуществующем Боге, то есть о Боге карающем, мстительном, жестоком, завистливом, враждебном.

О Боге, который раздаёт хорошие рабочие места, солидные заработки, высокие пенсии и пособия, благополучие, долголетие и прочее. Мы похожи на популяризаторов новой продукции красоты или на адвокатов несправедливо пострадавшего Бога. Мы, христиане строптивого двадцатого века, ещё не поняли, что Церковь – это Христос, Который спасает, но не спасается никем из нас. Христос сказал: если мы от всего сердца хотим совершенства, да последуем за Ним. Сегодняшние христиане становятся прокурорами, царственнее царя, с безотчётным рвением, с усердием не по разуму, с фальшивым миссионерством.

Но, дорогие мои, все святые нашей Церкви в большинстве своём были больными и бедными людьми, часто преследуемыми, немощными, презираемыми, они бы не притягивали ваши взгляды. Христос прославился на Голгофе. Страдание – спутник нашей жизни. Символом христианства является крест. Непозволительно искажать истину.

В Церкви продолжает существовать страдание, но у него есть смысл, есть выход, оно ведёт к воскресению. У нас нет права, как это делают некоторые политики перед выборами, обманывать народ, обещая земной рай. Христос сказал, что в мире мы будем иметь скорбь. Он не называет блаженными тех, кто теряет время в развлечениях.

А мы создаём неохристианство по нашим меркам, для собственных нужд, неутомительное, безмятежное, удобное, лёгкое, без всякой ценности, антиаскетическое, в конце концов, антиевангельское. С такой точки зрения Божественная Литургия в храме – простое прослушивание слов и созерцание обрядов, это можно спокойно смотреть по телевизору, сидя в кресле, или слушать по радио в машине. Здесь нет жертвы, соучастия, бодрствования, собрания верующих в Таинстве.

В христианских общинах бесприютный, неласковый, недружелюбный, одинокий и несчастный человек должен быть согрет любовью и истиной. Если приходящий к нам сталкивается с нашей нерадивостью, негостеприимностью, равнодушием, утомлённостью и нерешительностью, это трагично и для нас, и для него. Если у нас нет света и радости, духовного опыта и жизни, что мы можем предложить? Он найдёт всё это в другом месте и, возможно, в лучшем виде. Если у нас, христиан, нет радости личной встречи со Христом, тогда каков смысл нашей христианской идентичности и формального посещения церкви? Св. Григорий Синаит говорит: если не узнаем, какими нас создал Бог, то не познаем и того, какими нас сделал грех. Если мы не познаем свет благодати, то скажем, что нам хорошо и в полумраке. В свете открывается наша действительность. В свете будет открыта истина Церкви. Церковь – это не то, что мы воображаем, что представляем себе, что соответствует нашим пожеланиям.

Церковь – это материнские объятия, которые хотят спасти всех, кто захочет спастись. Это не институт, не идеология, не группа, не система, не партия. Церковь не судит, не карает, не ищет сторонников, не изменяется, не разделяет, не утомляется, не отдыхает, не беспокоится об убедительных доводах, никого никогда не стремится поработить и разгромить. Обратите на это внимание, пожалуйста.

Мы, христиане, сегодня должны стать людьми чистого духовного опыта, чтобы сама наша жизнь говорила громче всех наших слов, не требовать с дерзостью чуда, не торопиться в молитве, прислушиваться к другому человеку, кем бы он ни был, выдерживать противодействие, сотрудничать с Богом.

Мы дадим ему наш добровольный труд, Он – благодать и милость Свою, так как всегда спасение человека – это слияние божественной благодати и человеческого усилия. Человек был создан по образу Божию, и цель его создания – обожение. Миссия Церкви – спасение мира; Таинства Церкви освящают человека, который, очистившись, озаряется и достигает обожения.

Такова православная теология, антропология, экклезиология и аскетика нашей Церкви. Да не будем искать других путей, когда един путь спасения, обожения и совершенства.
Старец Моисей Святогорец

Источник: http://www.agioritikovima.gr


АЛЕКСЕЙ МАЛИНОВСКИЙ 15 июн 17, 19:16
+5 11

СОПРОТИВЛЕНИЕ ЗЛУ СИЛОЮ

Фото Егора Друма.
·

СОПРОТИВЛЕНИЕ ЗЛУ СИЛОЮ

Добро – это вовсе не робкая благостность по отношению к совершающемуся вокруг нас злу, не толерантное заискивание или терпимость к любым формам общественной несправедливости. Подлинные любовь и добро – это активная сила, которая никогда не будет мириться со злом, злобой или несправедливостью, в нужный момент противостанет им, будет с ними бороться и их искоренять.

Не надо бояться бороться со злом. Известный старец схиигумен Савва (Остапенко) отвечая на вопрос: “Какая страсть самая опасная, и какой грех самый губительный?”, сказал: “Трусость и боязливость. Такой человек живет всегда двойственной, ложной жизнью. Он не может довести доброго дела до конца, всегда как бы лавирует между людьми. У боязливого кривая душа; если он не поборет в себе эту страсть, то неожиданно под действием страха может стать отступником и предателем”. Здесь старец явно цитировал Откровение Иоанна Богослова: “Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою” (Откр.21:8). Заметим, что боязливые, то есть трусы – указаны первыми.

Русский философ Иван Ильин в 1925 году написал работу “О сопротивлении злу силою” ( http://azbyka.ru/o-soprotivlenii-zlu-siloyu ). Приведём несколько цитат из неё:

“Призывая любить врагов, Христос имел в виду личных врагов самого человека («ваших», «вас»; срв. Мтф. V. 43-47; Луки VI. 27-28), его собственных ненавистников и гонителей, которым обиженный, естественно, может простить и не простить. Христос никогда не призывал любить врагов Божиих, благословлять тех, кто ненавидит и попирает все Божественное, содействовать кощунственным совратителям, любезно сочувствовать одержимым растлителям душ, умиляться на них и всячески заботиться о том, чтобы кто-нибудь, воспротивившись, не помешал их злодейству. Напротив, для таких людей, и даже для несравненно менее виновных. Он имел и огненное слово обличения (Мф. XI. 21-24, XXIII; Мрк. XII. 38-40; Луки XI. 39-52, XIII. 32-35, XX. 46-47 и др.), и угрозу суровым возмездием (Мтф. X. 15, XII. 9, XVIII. 9, 34-35, XXI. 41, XXII. 7, 13, XXIV. 51, XXV. 12, 30; Мрк. VIII. 38; Луки XIX. 27, XXI. 20-26; Иоанна. III. 36), и изгоняющий бич (Мтф. XXI. 12; Мрк. XI. 15; Луки XIX. 45; Иоанна. II. 13-16) и грядущие вечные муки (Мф. XXV. 41, 46; срв. Иоанна. V. 29). Поэтому христианин, стремящийся быть верным слову и духу своего Учителя, совсем не призван к тому, чтобы противоестественно вынуждать у своей души чувства нежности и умиления к нераскаянному злодею как таковому, он не может также видеть в этой заповеди ни основания, ни предлога для уклонения от сопротивления злодеям. Ему необходимо только понять, что настоящее, религиозно-верное сопротивление злодеям ведет с ними борьбу именно не как с личными врагами, а как с врагами дела Божия на земле; так что чем меньше личной вражды в душе сопротивляющегося и чем более он внутренне простил своих личных врагов – всех вообще и особенно тех, с которыми он ведет борьбу, - тем эта борьба его будет при всей ее необходимой суровости духовно вернее, достойнее и жизненно целесообразнее”.

“Для христианина вопрос мироприятия разрешается в последовании Христу. Христианин призван идти по Его стопам: как Он – принять мир и не принять зла в мире, как Он – восприять зло, испытать зло и увидеть, но не приять его, и повести со злом жизненно-смертную борьбу. И именно в этом последовании Xpисту настоящие христиане всегда принимали бремя мира и муку мира, а с тем вместе и муку зла, и бремя борьбы с ним – и в себе самом и в других. И приемля эту муку и борьбу, они готовились и к завершению своей крестного пути: к приятию смерти в борьбе от руки отвергнутого зла”.

“Глубиною и спасительностью проникнута и идея «христолюбивого воинства». Воин именуется «христолюбивым» не только потому, что он член христианского государства, что его родина возрастает в христианском духе и что сам он призван оборонять христианскую веру, а еще и потому, что в любви ко Христу и к преподанной Им полноте совершенства он имеет живую основу своего личного духа, ею утверждает святыню своего личного Кремля, в ней почерпает необходимую ему силу подвига и очищения. Здесь нет того внутреннего противоречия, которое пытаются усмотреть сентиментальные моралисты; напротив: меч духовно необходим человеку в земной борьбе за дело Божие; но принять бремя связанных с ним душевных и телесных опасностей и страданий может лишь тот, кто утверждает свою любовь, свою жизнь и деятельность в луче Божьего света и совершенства”.

Многие наши святые, словом и делом, подтверждали идею Христолюбивого Воинства и сопротивления злу силою. В своё время святитель Филарет Московский произнес мудрые слова, которые необходимо помнить и нам: ”Гнушайтесь врагами Божиими, поражайте врагов Отечества, любите врагов ваших”.

Наш современник, священник Валерий Духанин в статье “Противление злу силой” ( http://www.pravoslavie.ru/74770.html ) пишет:

“Преподобный Сергий Радонежский, являя собой пример глубочайшего смирения, никогда не мстил обидчикам и считал за лучшее удалиться из обители, нежели наказывать тех, кто негодовал на него. Однако он благословил на ратный подвиг иноков Пересвета и Ослябю, да и самого благоверного князя Димитрия Донского, чтобы они поражали врагов Отечества. Как же его личное смирение и кротость совмещались с согласием на чье-то убийство? Дело в том, что смирение святого человека (а поступки святых – пример для подражания каждому из нас) – это смирение не перед злом как таковым, а прежде всего перед Богом, то есть послушание воле Божией. Преподобный Сергий жил по Божиим заповедям, и Господу угодно было защитить Русскую землю от монголо-татар руками русских воинов, поэтому преподобный, прозревая Божию волю, благословил князя и воинов на ратный подвиг.

Во время обороны Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, осаждаемой польскими интервентами в 1608–1610 годах, было явлено удивительное чудо. Однажды при вражеской атаке возле стен обители явились преподобные Сергий и Никон Радонежские. Неприятели пускали стрелы, которые едва достигали места, где стояли святые, как возвращались обратно, поражая захватчиков. Те, кто уже достиг Небесного Царства, Царства Евангельских истин, дают на земле достойный отпор врагам, наказывая дерзких людей, напавших на святую обитель!

Из Евангелия мы знаем, что Сам Господь Иисус Христос взял кнут и выгнал нарушивших святыню храма (см.: Ин. 2:15). И если цель христианства – торжество правды, добра и истины, то почему мы должны пасовать перед ложью, злом и неправдой в наших земных отношениях?”.

Родоначальник российского монашества преподобный Феодосий Печерский учил русских людей: “Живите мирно не только с друзьями, но и с врагами; однако только со своими врагами, а не с врагами Божиими” (см. Н. Костомаров. Русская История, т. I, гл. 3, стр. 29).

Христианину нельзя мириться со злом, даже если это зло исходит от земных властей. Святитель Филарет Московский (Дроздов) предупреждал потомков: “Всякое послушание и покорность властям, которые правят не по Богу, есть подготовка нашей души к приходу антихриста и непротивление ему, вольное или невольное. Это ложные и небогоугодные послушание и покорность, которые ведут в погибель” (


АЛЕКСЕЙ МАЛИНОВСКИЙ 11 июн 17, 14:30
+5 1
Темы с 1 по 10 | всего: 11

Последние комментарии

штык
АЛЕКСЕЙ МАЛИНОВСКИЙ
штык
штык
Ирина Гросс
статья познавательная...с автором согласна..
Ирина Гросс Леонид Решетников. Готова ли Россия к монархии?
Игорь Храмов
Ирина Гросс
Поздравляю с началом Великого  поста
Ирина Гросс Прощеное воскресенье
штык
Геннадий Кирьянов
Валерий ХХХХХХХХХХХХХХХХ
Читать

Поиск по блогу

Блог
Прощеное воскресенье
АЛЕКСЕЙ МАЛИНОВСКИЙ 18 фев, 21:41
+5 1
«Что мы празднуем, братья и сестры, в этот день Рождества?»
АЛЕКСЕЙ МАЛИНОВСКИЙ 8 янв, 20:56
+2 0
И воплотился и вочеловечился
АЛЕКСЕЙ МАЛИНОВСКИЙ 7 янв, 07:49
+4 0

Последние комментарии

штык
АЛЕКСЕЙ МАЛИНОВСКИЙ
штык
штык
Ирина Гросс
статья познавательная...с автором согласна..
Ирина Гросс Леонид Решетников. Готова ли Россия к монархии?
Игорь Храмов
Ирина Гросс
Поздравляю с началом Великого  поста
Ирина Гросс Прощеное воскресенье
штык
Геннадий Кирьянов
Валерий ХХХХХХХХХХХХХХХХ

Люди

159 пользователям нравится сайт russland.mirtesen.ru

Блог
Прощеное воскресенье
АЛЕКСЕЙ МАЛИНОВСКИЙ 18 фев, 21:41
+5 1
«Что мы празднуем, братья и сестры, в этот день Рождества?»
АЛЕКСЕЙ МАЛИНОВСКИЙ 8 янв, 20:56
+2 0
И воплотился и вочеловечился
АЛЕКСЕЙ МАЛИНОВСКИЙ 7 янв, 07:49
+4 0