На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

РУССКОЕ СЛОВО

238 подписчиков

Свежие комментарии

  • Николь Нахтигаль
    Гнать эту тварь из России в её кишлак, подпишите Петицию о выдворении мигрантов из России! Давайте объединяться проти...Москвичка-поэтесс...
  • Светлана
    Как русская, родившаяся и живущая в этих краях с рождения моих пра-пра-прабабушек и дедушек, смело могу сказать, что ...Прощай, Кизляр! О...
  • Виктор Не
    Эта "красавица" на себя в зеркало смотрела? Не испугалась?Москвичка-поэтесс...

БИОГРАФИЯ ИЕРОСХИМОНАХА РАФАИЛА (БЕРЕСТОВА)

БИОГРАФИЯ ИЕРОСХИМОНАХА РАФАИЛА (БЕРЕСТОВА)

Биография иеросхимонаха Рафаила (Берестова) 
Иеросхимонах Рафаил, в мiру Михаил Иванович Берестов, национальность: Русский. 
Родители: Иван Николаевич Берестов и Анна Дмитриевна Берестова (в девичестве Ширина), жители города Москвы. Рожать Анна поехала в родную деревню Сыркино, Тверской губернии. 20 ноября 1932 года родились два брата близнеца Николай и Михаил. При рождении Миша задохнулся и родился мёртвым, родная бабушка его отшлёпала и возвратила к жизни, мальчик плачем огласил своё рождение. Так как боялись, что Миша может умереть, обоих младенца окрестили в праздник Св. Архистратига Михаила, который праздновался на следующий день 8/21 ноября. Во святом Крещении о. Рафаил был наречен Михаилом, в честь Св. Архистратига, а брат Николаем. 
В 1938 г. родился третий брат Анатолий. Ныне священноигумен Анатолий (Берестов), профессор-невропатолог, возглавляет душепопечительский центр во имя «Св. прав. Иоанна Кронштадтского», помогая наркозависимым, страдающим от алкоголя и пострадавшим от деструктивных сект. 
В детстве и молодости Михаил много и тяжело болел разными болезнями, от этого и нарушение физического развития роста и безбородость. 
Окончил 7 классов средней школы, потом учился в художественной школе. 
В 1958 г. просился потупить в Свято Троице-Сергиеву Лавру, но его не взяли, ссылаясь, что нет на то родительского благословения, а из-за этого у руководства могли быть проблемы с властями. Михаилу пришлось 3 года приезжать на послушания в Лавру живя у родителей в Москве. В это же время он работал на Патриаршем подворье в художественной мастерской. Приходилось ездить и на послушания, и обратно в Москву на работу. 
В 1961 г., наконец мама, видя, как Михаил мучается и устаёт от поездок, даёт ему своё благословение поступить в монастырь. Он приехал в Лавру и его оформили как рабочего, помощник художника, дали ему халат, а для него и это было в радость. Помогал в иконописной мастерской архим. Николаю (Самсонову), который в первое время его духовно поддерживал. 
Живя в монастыре Михаил увидел, что есть Старцы архим. Кирилл (Павлов) и архим. Тихон (Агриков). Он возжелал более серьезной духовной жизни. 
В 1963 г. о. Кирилл принял его в духовные чада и между ними установилась глубокая духовная связь, ничем неразрушимая любовь во Христе. 
В 1966 г. принимает постриг в монашество, с наречением имени Рафаил, в честь св. Архангела Рафаила. Рафаил - значит целитель, по промыслу Божиему имя дано в соответствии с уготованным служением в Церкви - духовничеством - исцеление страждущих, болящих и заблудших душ человеческих. 
В 1973 г. монах Рафаил принимает священный сан иеродиакона. 
В Свято Троице-Сергиевой Лавре иеродиакон Рафаил подвизался 23 года. Послушание нёс в основном в иконописной мастерской, а также на клиросе, чтение поминальных записок, диаконское служение в храме и др. 
Ещё в те годы, когда в Журнале Московской Патриархии открыто печаталась апология экуменизма, о. Рафаил встал на путь исповедничества. Он организовал некоторых семинаристов и они создали в самиздате триптих против масонства, ереси латинства и экуменизма. Отец Рафаил рисовал иллюстрации к этой подпольной работе (просьба к читателям, если кто-то имеет сохранённый экземпляр этой ценной работы, свяжитесь с администратором и перешлите копию). В своей кельи о. Рафаил написал своё исповедание веры и несогласие с экуменическими встречами, которые тогда в Лавре происходили неоднократно. На плакате было написано: "Экуменизм это ересь ересей, которую создали масоны шотландского обряда", "Экуменизм нарушает единство церковное", были и другие надписи обличающие разные ереси. Этот плакат видели все - наместник, благочинный и братия Лавры. Эконом потребовал, чтобы о. Рафаил снял плакат, но т.к. это было дело его совести, о. Рафаил сказал: "Если хотите, снимайте сами", эконом не решился. Пришлось за исповедание веры терпеть и гонения. Его девиз был: "Быть в лоне Церкви и бороться за чистоту Православия!". 
В Лавре под руководством архим. Кирилла о. Рафаил ревновал о духовной жизни, о посте и молитве. Тогда он полюбил молитву Иисусову, с которой не расстаётся всю жизнь, ища которую он начал ездить на Кавказ, в пустыню. Слово пустыня, в аскетическом смысле, это безлюдное место для аскетических подвигов, для молитвенного делания. Сначала сопровождая в поездках своего Аввочку архим. Кирилла (как с большой любовью о. Рафаил называет своего духовного отца) на Кавказ, потом приезжая уже один, в нём всё больше и больше разгоралось желание пустынножительства, которое сохраняется на Кавказе и до сегодня. Отпустить из Лавры мог только наместник монастыря, он предложил собрать монастырский собор и на нём решить вопрос о. Рафаила, можно ли ему будет поехать подвизаться в пустыню Кавказскую или нет. На соборе большинство голосов были против, некоторые предлагали отпустить на испытательный срок. Отец Кирилл предал всё воле Божией, если собор отпустит и он благословит. Всё решил голос наместника после того, как о. Рафаил поднял вопрос об экуменизме. Наместник, зная твёрдую позицию о. Рафаила и не желая, чтобы это стало предметом собора, сразу вернулся к насущному вопросу и сказал: "Почему бы нам не отпустить о. Рафаила на испытательный срок на годик?" Некоторые из братий желая посмеяться, начали говорить: "Я тоже бы хотел на годик в санаторий", "Отпусти и меня о. Наместник, я тоже хочу подлечиться". А кто-то прямо сказал: "Летом каждый может поехать на Кавказ, а пусть вкусит фунт лиха зимой". Отец Рафаил принял эти насмешки спокойно, главное, что его отпустили с благословением собора Лавры. Получил он благословение и своего Аввы о. Кирилла, каждые два года о. Рафаил дожен был приезжать на "духовный рентген" к своему духовнику. 
Осенью 1984 года он приехал в Абхазию, поднялся в Кавказские горы и начал своё пустнножительство. Там уже подвизался его лаврский друг иером. Паисий (Уваров). Отец Паисий помогал о. Рафаилу во все годы проведенные в "первой" пустыне, помогал в обустройстве кельи, приносил ему самые необходимые продукты, помогал в заготовке дров. Жизнь в пустыне была очень суровой и опасной, круглый год - Великий пост и строже. Крупа, мука, сахар, соль, масло, лук и керосин, вот всё что приносил о. Паисий. Утешением были грибы, которые Батюшка сам солил, а также засыпанная сахаром черника, иногда делал леденцы из жжёного сахара. И только раз в два года во время выходов в Сухуми, при поездках в родную Лавру к духовнику, когда заезжал к родителям, «удавалось покушать рыбку, сыр и яички, полакомиться бизе» (которым утешала его мама). 
В Сухуми его второй мамой стала ныне покойная старица схим. Виталия, тогда просто матушка Ольга, духовное чадо схиархим. Виталия(Сидоренко). При выходах из пустыни в город, матушка Ольга старалась накормить худого Рафаильчика. 
Жизнь в пустыне была аскетической, но и сугубо благодатной. Об этом Батюшка вспоминает всегда с умилением и с большой любовью. Душой он навсегда остался пустынником. Это лучшее время его духовной жизни, время многих браней, время безмолвного сердечного пребывания с Женихом душ наших - Господом нашим Иисусом Христом. Отец Рафаил подвизался в отшельничестве на горе Схопач 6 лет, высоко в горах, почти 2 км над уровнем моря. Свою келью нарек в честь о. Серафима (Роуза). Отец Паисий приносил самое необходимое для жизни. В то время Батюшка окормлялся и у о. Кирилла, к которому приезжал, и у Старца схиархим. Виталия (Сидоренко), с которым познакомился в Сухумском кафедральном соборе, ездил к нему в Тбилиси. Отец Виталий говорил про о. Рафаила: "Ласковый телёнок двух маток сосёт". 
В 1990 г. о. Рафаил спустился со своей горы пониже, переселился в келью построенную недалеко от матушек чувашек, которых окормлял о. Паисий. Там прожил 3 года. 
В 1992-93 гг. шла Грузино-Абхазская война. Батюшка в это время был в пустыне, в горах. Отец Кирилл призывал о. Рафаила из пустыни и говорил: " Приходи, я дам тебе братию". 
Выполняя послушание, о. Рафаил сломал в горах руку, что было Промыслом Божиим: пришлось выйти, три недели пробыть под бомбёжкой и обстрелом в Сухуми, не чая остаться живым. 
В 1993 г., Авва Кирилл благословил о. Рафаилу помогать игумену Панкратию в возрождении Валаамской обители. 
В 1993 г. 8 /21 сентября на праздник Рождества Пресвятой Богородицы иеродиакон Рафаил рукоположен в иеромонаха. С этого времени и до отъезда с Валаама был одним из духовников монастыря. 
В 1994 г. на праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста) о. Рафаил принимает постриг в великую схиму с сохранением имени в честь св. Архангела Рафаила.
Подвизался в скиту "Всех Святых" на Валааме. 
Уже с того времени Батюшка начал борьбу с антихристовой глобализацией. Вместе с братией написали письмо Патриарху Алексию II против экуменизма. 
В 1996 г. сломал шейку бедра и грудь, лечился в Санкт-Петербургской и Московской Военных Академиях. Получил рекомендацию от врачей о нахождении в жарком южном климате, по состоянию здоровью. 
В 1997 г. по благословению своего духовного отца архим. Кирилла о. Рафаил с братией организовали на Русском Кавказе скит от Валаамского монастыря, в Солох-Ауле, рядом с г. Догамысом. 
В 1998 г. в октябре, с благословения архим.Кирилла, о. Рафаил с четырьмя братиями приехал на Святую Гору Афон. Первое время они находились в Русском Свято-Пантелеимоновском монастыре, потом недолго в скиту Св. Пантелеимона от монастыря Кутлумуш. 
1999-2002 гг. в келлии Св. Иоанна Богослова (Потитирия) от Болгарского монастыря Зограф. 
2000-2001 гг. в пустынном скиту Новая Фиваида от Русского монастыря, потом снова вернулся в Зографскую келлию Потитирия. 
Время пребывании о. Рафаила на Афоне с 1999 по 2002 гг. исполнено многими скорбями и гонениями против него самого и его монашеского Братства. 
В 2002 г. на Фоминой недели после Пасхи, после продолжительного и сильного давления, о. Рафаил с братией 17 человек уезжают со Святого Афона в Россию. До осени 2002 г. они находились в скиту от Валаамского монастыря на Русском Кавказе, который создал сам же о. Рафаил, но который из Солох-Аула был перемещён в д. Ермоловка, рядом с Русско-Абхазской границей. 
Осенью 2002 г. возвращение в Абхазию. Так с 2003 по 2006 г. в горах Абхазии, в любимой Кавказской пустыне, о. Рафаил с братией построили три общежительных скита, создали подворье в г. Сухуми и в одном селении в предгорье. Это была «вторая» пустыня. 
После написания обращения «Набат» на о. Рафаила воздвигнуто новое гонение. 
В связи с угрозами и смертельной опасностью для жизни, о. Рафаил хотел получить благословение своего Аввы о. Кирилла, как быть, но в это время о. Кирилл уже не мог по состоянию здоровья говорить. Пришлось обратиться к Старцу Адриану из Псково-Печерского монастыря, чтобы узнать волю Божию. Ответ был: «Отцу Рафаилу обязательно нужно уезжать из Абхазии, если он не уедет, его там убьют». Спросили о. Адриана, можно ли вернуться на Афон. Помолившись, Старец ответил: «Да, на Афон можно, там он сможет быть». Так началось «великое» переселение Братства о. Рафаила на Афон. Возвращение было связано с большими трудностями, т.к. позиция по непринятию внутренних паспортов РФ принципиально тверда. Батюшка Рафаил выезжал в Европу один. В Австрии его встречали друзья, которые проводили его до Салоник, где встретили его уже свои братия. 
В 2007 г. первые братия и сам Батюшка вернулись на всежеланную Святую Гору. За Батюшкой последовал не один десяток Русских монашествующих. 
Игумен архим. Методий из братской Сербской обители «Хиландар» оказал милосердие и успокоение Батюшке, разрешив ему поселиться и подвизаться на Хиландарской земле. 
Были и тяжёлые моменты ожиданий и испытаний в последнее время, «доброжелатели» грозились пригнать бульдозер и сравнять с землёй все строения в пустыньке, где подвизается Батюшка со своей братией. Пречистая Божия Матерь по молитвам Старцев сохранила и не дала совершиться такому нечестию в Ея Уделе. Когда вновь сгущались облака над Батюшкой и вопрос его изгнания рассматривали в Священном Кинотисе Святой Горы, выступил Игумен монастыря Симона-Петра, архим. Елисей. Он сказал: «Отцы, ну что вы всё гоните о. Рафаила, я его хорошо знаю, это старый, больной человек, что вы всё гоните его, дайте ему дожить на Афоне». Пристыженные умолкли и тучи пока рассеялись. Слава Богу и благодарение Пречистой Божией Матери, Игумении нашей! Благодарим за святые молитвы Старцев и всех молящихся. 
2007 по 2014 гг. о. Рафаил подвизается на Афоне. Только зимой из-за повышенной влажности, в связи с тяжёлым состоянием здоровья лёгких, Батюшка вынужден уезжать со Святой Горы в места с жарким, сухим климатом, чтобы избежать больницу и пожить ещё ради нас, любящих его и нуждающихся в нём. 
Просим ваших смиренных молитв о здравии: 
Схиархим. Кирилла тяж.бол. 
Иеросх. Рафаила бол. с братией 
Игум. Анатолия бол. 
Об усопших родителях о. Рафаила: Иоанна и Анны, и о родном брате Николае.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх