На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

РУССКОЕ СЛОВО

238 подписчиков

Свежие комментарии

  • Николь Нахтигаль
    Гнать эту тварь из России в её кишлак, подпишите Петицию о выдворении мигрантов из России! Давайте объединяться проти...Москвичка-поэтесс...
  • Светлана
    Как русская, родившаяся и живущая в этих краях с рождения моих пра-пра-прабабушек и дедушек, смело могу сказать, что ...Прощай, Кизляр! О...
  • Виктор Не
    Эта "красавица" на себя в зеркало смотрела? Не испугалась?Москвичка-поэтесс...

Умер писатель граф Лев Николаевич Толстой

Умер писатель граф Лев Николаевич Толстой


7.11.1910 (20.11). - Умер писатель граф Лев Николаевич Толстой

Смерть Льва Толстого

Лев Николаевич Толстой (28 .8.1828–7.11.1910), граф, всемірно знаменитый русский писатель. Родился в аристократической графской семье в имении Ясная Поляна (Тульская губерния). Атмосфера, отношение с семьей (Лев имел трех братьев и сестру) описаны в произведении Толстого "Детство. Отрочество. Юность".

Начальное образование Толстым было получено дома. Затем он учится в Казанском университете на философском, позже юридическом факультете, однако бросает университет и возвращается в фамильное имение. Его старший брат, Николай Николаевич, уезжает на Кавказ, где шла война. Следуя примеру старшего брата, офицера-артиллериста, Лев Николаевич поступает на службу в армию и отправляется на Кавказ. Во время Крымской войны он находится в осажденном Севастополе, командуя батареей (впечатления от Крымской войны он отразил в "Севастопольских рассказах"). За оборону Севастополя Толстой был награждён орденом Св. Анны, медалями "За защиту Севастополя 1854–1855" и "В память войны 1853—1856 гг.".

В 1856 г. Лев Николаевич выходит в отставку. Много путешествует за границей (Франция, Швейцария, Италия, Германия), знакомится с видными западными "прогрессивными" деятелями. Вернувшись в Россию, с 1859 г. Лев Николаевич активно занимается просветительской деятельностью, открыв в Ясной Поляне школу для детей крестьян. В 1862 г. в возрасте 34 лет Лев Николаевич женится на 18-летней Софье Андреевне Берс, дочери врача, ставшей на долгие годы его верным другом, матерью 13 детей (пять из которых умерли в детстве), заботливой хозяйкой и литературным помощником.

В 1863–1869 гг. написал свое знаменитое произведение "Война и мир", 1873–1877 гг. – роман "Анна Каренина", что сделало его известным писателем. В начале 80-х годов он переживает серьёзный духовный кризис и решает, что необходимо заботиться о благополучии и просвещении простого народа, что дворянин не имеет права быть счастливым, когда крестьяне находятся в бедственном положении. Он пытается "опроститься", заниматься физическим трудом, изменить свое отношение к крестьянам. Толстой пишет философские сочинения, статьи, участвует в создании издательства "Посредник", занимавшегося книгами для простого народа, пишет повести "Смерть Ивана Ильича", "История лошади", "Крейцерова соната".

В эти годы сформировалось мiровоззрение писателя о непротивлении злу силою, известное под названием "толстовство", суть которого отражена в произведениях: "Исповедь", "В чем моя вера?". Со всех уголков России и мiра в Ясную Поляну съезжались почитатели творчества писателя, к которому они относились, как к духовному наставнику. К сожалению, Толстой постепенно доходит до отрицания церковного учения и пытается дать свою нравственно-прагматическую трактовку христианства в произведениях "Исследование догматического богословия", "Соединение и перевод четырех Евангелий". В 1889–1899 годах пишет роман "Воскресение", который был воспринят многими как антицерковный из-за карикатурного изображения духовенства и богослужения.

Такая жизненная позиция Льва Николаевича стала причиной серьёзных домашних конфликтов и ссор с женой, которая иначе смотрела на жизнь. 28 октября 1910 года Толстой покидает свой дом в Ясной Поляне и уходит. Вскоре он заболевает воспалением лёгких, вынужден остановиться на станции Астапово (ныне станция Лев Толстой) и там умер 7(20) ноября.

+ + +

Трудно найти человека, который бы не знал Толстого как писателя; гораздо меньше людей знают о его духовных заблуждениях, за которые граф в 1901 г. был и отлучен от Православной Церкви.

24 февраля 1901 года в официальном органе Святейшего Правительствующего Синода журнале "Церковныя Ведомости" было опубликовано Определение с Посланием Святейшего Синода № 557 от 20–22 февраля того же года об отпадении графа Льва Толстого от Церкви. На следующий день оно было опубликовано во всех основных газетах России.

«Изначала Церковь Христова терпела хулы и нападения от многочисленных еретиков и лжеучителей, которые стремились ниспровергнуть ее и поколебать в существенных ее основаниях, утверждающихся на вере во Христа, Сына Бога Живаго. Но все силы ада, по обетованию Господню, не могли одолеть Церкви святой, которая пребудет неодоленною вовеки. И в наши дни, Божиим попущением, явился новый лжеучитель, граф Лев Толстой. Известный мiру писатель, русский по рождению, православный по крещению и воспитанию своему, граф Толстой, в прельщении гордого ума своего, дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние, явно пред всеми отрекся от вскормившей и воспитавшей его Матери, Церкви православной, и посвятил свою литературную деятельность и данный ему от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и Церкви, и на истребление в умах и сердцах людей веры отеческой, веры православной, которая утвердила вселенную, которою жили и спасались наши предки и которою доселе держалась и крепка была Русь святая.

В своих сочинениях и письмах, в множестве рассеиваемых им и его учениками по всему свету, в особенности же в пределах дорогого Отечества нашего, он проповедует, с ревностью фанатика, ниспровержение всех догматов православной Церкви и самой сущности веры христианской; отвергает личного живаго Бога, во Святой Троице славимого, Создателя и Промыслителя вселенной, отрицает Господа Иисуса Христа — Богочеловека, Искупителя и Спасителя мiра, пострадавшего нас ради человеков и нашего ради спасения и воскресшего из мертвых, отрицает безсеменное зачатие по человечеству Христа Господа и девство до рождества и по рождестве Пречистой Богородицы Приснодевы Марии, не признает загробной жизни и мздовоздаяния, отвергает все таинства Церкви и благодатное в них действие Святаго Духа и, ругаясь над самыми священными предметами веры православного народа, не содрогнулся подвергнуть глумлению величайшее из таинств, святую Евхаристию. Все сие проповедует граф Толстой непрерывно, словом и писанием, к соблазну и ужасу всего православного мiра, и тем неприкровенно, но явно пред всеми, сознательно и намеренно отторг себя сам от всякого общения с Церковию православною.

Бывшие же к его вразумлению попытки не увенчались успехом. Посему Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею. Ныне о сем свидетельствуем пред всею Церковию к утверждению правостоящих и к вразумлению заблуждающихся, особливо же к новому вразумлению самого графа Толстого. Многие из ближних его, хранящих веру, со скорбию помышляют о том, что он, в конце дней своих, остается без веры в Бога и Господа Спасителя нашего, отвергшись от благословений и молитв Церкви и от всякого общения с нею.

Посему, свидетельствуя об отпадении его от Церкви, вместе и молимся, да подаст ему Господь покаяние в разум истины (2 Тим. 2:25). Молимтися, милосердый Господи, не хотяй смерти грешных, услыши и помилуй и обрати его ко святой Твоей Церкви. Аминь».

Одновременно с отлучением в адрес Толстого непрерывно шли письма и телеграммы "прогрессивной общественности" с выражением сочувствия, приветствиями и поздравлениями. В дневнике Софьи Андреевны Толстой за 6 марта записано:«Льву Николаевичу три дня подряд делали овации, приносили корзины с живыми цветами, посылали телеграммы, письма, адресы… Несколько дней продолжается у нас в дому какое-то праздничное настроение; посетителей с утра до вечера – целые толпы...»

На отлучение его от Церкви Толстой ответил 4 апреля следующее:

«...я действительно отрёкся от церкви, перестал исполнять её обряды и написал в завещании своим близким, чтобы они, когда я буду умирать, не допускали ко мне церковных служителей, и мёртвое моё тело убрали бы поскорей, без всяких над ним заклинаний и молитв, как убирают всякую противную и ненужную вещь, чтобы она не мешала живым... То, что я отвергаю непонятную троицу и не имеющую никакого смысла в наше время басню о падении первого человека, кощунственную историю о боге, родившемся от девы, искупляющем род человеческий, то это – совершенно справедливо».

Так что и решение Церкви об отлучении такого человека было совершенно справедливо. На волне своей писательской славы, впав в гордыню учительства, Толстой решил изобрести собственную религию "универсального духа": морализаторское "христианство" без Богочеловека и без Церкви, то есть без того главного, что Сын Божий оставил людям на земле как врата спасения. Понятие Толстого о Божестве было близко к восточным религиям: Будда для Толстого был ближе, чем Христос. Соответственно Толстой выдвинул родственное буддизму учение о непротивлении злу, которое парадоксальным образом превратилось в защиту территористов. В частности, в 1908 г. выступил со статьей "Не могу молчать", протестуя против смертных приговоров террористам.

Таким образом имя Толстого стало знаменем антицерковных и революционно-антимонархических сил. Поэтому св. прав. Иоанн Кронштадский в течение более десяти лет почти в каждой проповеди указывал на пагубность учения Толстого не только для личности, но и для государственных устоев.

«Лжеучитель граф Лев Толстой, известный, прославленный писатель, ... проповедует всем печатно, что личного воскресения не будет и жизни вечной для отдельных лиц не будет, а что люди сольются с какою-то общею жизнию, погрузятся в общую жизнь с потерею личности и личного ощущения.

Это нелепо и безбожно, но зато – ново, и это новое учение делает Льва Толстого выдающимся из всех предерзых еретиков, – а многим охотникам до новостей каких бы то ни было, в области же веры особенно, – это учение кажется крайне замысловатым, правдоподобным, смелым, едва не гениальным; – безбожникам это – на руку, развратникам, пьяницам это тоже на руку, и вот они едва не рукоплещут Толстому, измыслившему такое учение. К чему оно приводит? Приводит к безбожию, неверию, к безнравственности, к попранию всех законов Божиих и человеческих. Если нет воскресения, если нет суда и воздаяния по делам, если нет жизни вечной и муки вечной, – то живи по Толстому, каждый только для себя, угождай своим страстям, своей плоти: ешь, пей, веселись, наслаждайся всем, чем можешь и как можешь. Вот чему учит новая ересь...

И – полная безнравственность царит в жизни многих слушающих и читающих учение Толстого: гордость, самомнение, презрение и непочтение к родителям, оставление молитвы, презорливое отношение ко всем религиозным обязанностям, распутство, обман, воровство, неверность мужей и жен, оставление семейного очага, ... оставление детей на произвол судьбы, убийства, самоубийства и проч. Вот к чему приводит учение Толстого, отвергающего воскресение, суд, вечную жизнь. Смотрите, берегитесь, не прельститесь этим новым антихристианским учением. Веруйте Евангелию, воскресению мертвых и жизни будущего века, кайтесь, исправляйтесь, делайте добрые дела и спасайтесь. Аминь» (3 ноября 1896 года).

Видимо, в самом конце жизни Толстой почувствовал некоторое раскаяние, иначе трудно объяснить посещение им своей сестры-монахини в Шамордино, а также вызов телеграммой старцев Оптиной пустыни к умиравшему писателю. Но, как известно, окружением Толстого они не были допущены, «несмотря на все усилия с их стороны, – читаем описание страшного конца Толстого в книге И.М. Концевича "Оптина путынь и ее время". – Когда старца Варсонофия, приехавшего из Оптиной, окружили корреспонденты газет и журналов и просили: "Ваше интервью, батюшка!", – старец им ответил: "Вот мое интервью, так и напишите: хотя он и Лев, но не мог разорвать кольца той цепи, которою сковал его сатана"...».

Похоронен граф Лев Толстой в Ясной Поляне – родовом имении.

Ленин вполне правильно назвал Льва Толстого "зеркалом русской революции", ибо она произошла прежде всего в умах ослепшей российской интеллигенции, даже высшей аристократии, переставшей различать добро и зло, а потому и понимать смысл православной российской государственности.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх