На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

РУССКОЕ СЛОВО

245 подписчиков

Свежие комментарии

  • Григорий Худенко
    Сталкиваюсь постоянно с "безграничной" ненавистью к Ульянову (Ленину) и даже поверхностный анализ "аргументов" наводи...Красный террор. З...
  • Владимир Алтайцев
    Автор-то  подлая  мразь  юдофобская, мусор генетический, кретин и подлец неимоверныйПОРТ-АРТУРСКАЯ ИК...
  • Владимир Алтайцев
    Мерзкая  статья  нацист а  поганого.ПОРТ-АРТУРСКАЯ ИК...

О Первой Мировой. Часть 8. Сражения на морях и в колониях

О Первой Мировой. Часть 8. Сражения на морях и в колониях

 
novik

Баталии Первой мировой загремели не только на суше. Сильнейшей морской державой в ту эпоху являлась Англия. В 1914 г. ее флот насчитывал 20 дредноутов, 9 линейных крейсеров, 40 старых линкоров, 25 броненосных и 83 легких крейсера, 289 эсминцев и миноносцев, 55 подводных лодок (хотя они были еще очень несовершенными, в открытом море могли действовать лишь 7).

А британское морское ведомство было крайне консервативным. На любые новинки смотрело враждебно, к авиации и подводным лодкам относилось пренебрежительно. Мин к началу войны у англичан не было вообще. Ну а корабли стоили недешево, ими старались не рисковать. Вступишь в генеральное сражение с немцами, даже победишь их, но сколько своих потопят? Стоит ли? Считалось, что Россия и Франция быстро раздавят Германию на сухопутных фронтах, и при капитуляции немцы все равно лишатся флота. Поэтому британские морские силы ограничились частными операциями.

Германский флот располагал 15 дредноутами, 4 линейными крейсерами, 22 старыми линкорами, 7 броненосными и 43 легкими крейсерами, 219 эсминцами и миноносцами и 20 подлодками (из них 9 новых). На технические достижения здесь обращали куда большее внимание. Немецкие корабли превосходили британские по степени непотопляемости, скорости хода. Главные силы называли Флотом Открытого моря и предназначали специально против англичан. Русских или французов не считали достойными противниками, и в кают-компаниях офицеры поднимали тосты за “Дер Таг” – за “День”, когда они сойдутся в битве с британцами.

Но в германском флоте было слишком много начальников. За постройку кораблей отвечал гроссадмирал Тирпиц.

Флотом Открытого моря командовал фон Ингеноль, общие директивы издавал начальник генерального морского штаба фон Поль, а важные решения принимал только сам кайзер. Флот был его любимым детищем, подставлять его под удары Вильгельм не желал. Предписывалось вести против Англии “малую войну” миноносцами, субмаринами, минами, а главным силам разрешалось вступить в бой лишь при угрозе побережью Германии.

Франция (3 дредноута, 20 броненосцев, 18 броненосных и 6 легких крейсеров, 98 миноносцев) и Австро-Венгрия (3 дредноута, 9 броненосцев, 2 броненосных и 10 легких крейсеров, 69 миноносцев, 7 подлодок) вообще не хотели подвергать риску свои корабли. Держали их на базах или поблизости.

Россия, потеряв в японской две эскадры, выбыла из числа ведущих морских держав. Судостроительная программа 1912 г. предусматривала создание 7 дредноутов и 4 линейных крейсеров, но они еще стояли на стапелях заводов. Русские располагали 9 старыми линкорами, 8 броненосными и 14 легкими крейсерами, 115 эсминцами и миноносцами и 28 подводными лодками (все старые). А планы были чисто оборонительные. Устье Финского залива перекрыли минные заграждения, за годы войны тут было выставлено 39 тыс. мин. Из-под их прикрытия крейсера, эсминцы и субмарины совершали вылазки на морские просторы.

Хотя нехватку линейного флота старались компенсировать другими видами вооружения. По разработке и внедрению новейшей техники русский флот был самым передовым из всех держав того времени. Появились превосходные эсминцы типа “Новик”, соединяющие в себе качества как миноносца, так и крейсера – высокую скорость, маневренность и довольно сильное артиллерийское вооружение (4 орудия по 100 мм). Немцы впоследствии учли этот опыт для своих эсминцев. В России появились первые в мире авианосцы (тогда их называли гидрокрейсерами), первый в мире подводный минный заградитель “Краб”. В минном деле наши моряки не имели себе равных. Британский флот, допустивший отставание в данном направлении, в 1914 г. был вынужден купить в России тысячу мин для защиты своих баз. Еще больше технических достижений перенимали американцы. Они закупили все образцы русских мин и тралов, гидросамолеты М-5 и М-9, приглашали инструкторов из России.

Первое сражение на море разыгралось 23 августа. Англичане разведали подступы к германским базам, легкий крейсер и несколько эсминцев напали вдруг на охранение, потопили миноносец и повернули прочь. Адмирал Ингеноль выслал в погоню легкие крейсера “Майнц”, “Кельн” и “Ариадна”. Но возле острова Гельголанд их подкарауливала эскадра адмирала Битти, в том числе 4 мощных линейных крейсера. Удирающий отряд вывел немцев на нее, и в неравном бою 3 германских крейсера отправились на дно. Кайзер очень расстроился, и последовали очередные указания беречь флот.

А на Балтике в ночь на 26 августа немецкие легкие крейсера “Магдебург” и “Аугсбург” с миноносцами погнались за русскими сторожевиками. Но у тех была малая осадка, они заманили преследующих на мелководье у острова Оденсхольм, и “Магдебург” наскочил на камни. Командующий российским Балтфлотом адмирал Эссен, узнав об этом, тотчас выслал крейсера “Богатырь” и “Паллада” с несколькими эсминцами. Немцы перевозили команду с поврежденного корабля на миноносец, но не успели. Появились наши крейсера, открыли огонь. Миноносец скрылся в тумане, а “Магдебург” подорвали, он стал тонуть. Были взяты в плен капитан, 56 человек экипажа. Но самым ценным оказался другой трофей – водолазы сумели достать сигнальные книги и шифры. Наш флот смог читать вражеские радиограммы. Немцы обратили внимание на странную осведомленность русских, но сочли, что у них под носом действует шпион. Искали его в штабах, требовали от агентуры в России во что бы то ни стало узнать о нем. А сменить коды так и не догадались…

Ну а в морских операциях во весь голос заявило о себе новейшее оружие, подводные лодки. 5 сентября немецкая субмарина U-21 впервые потопила боевой корабль – английский легкий крейсер “Патфайндер”. 13 сентября британцы расквитались, их подлодка Е-9 отправила на дно германский легкий крейсер “Хель”. 14 сентября немецкие подводники уничтожили несколько русских транспортных судов возле устья Финского залива. А 22 сентября английские броненосные крейсера “Абукир”, “Хог” и “Кресси” несли дозорную службу между устьем Темзы и голландским берегом. Ходили на малой скорости без каких-либо мер предосторожности. Лейтенант Веддиген на субмарине U-9 (причем устаревшей конструкции) подобрался вплотную и расстрелял их торпедами. Погибли сразу 3 корабля, 4 тыс. моряков! Это было полной неожиданностью как для британского, так и для германского командования. Рухнули все прежние теории морской войны…

Подводные лодки проявили себя и на Балтике. 11 октября немецкая субмарина U-26 в устье Финского залива потопила русский крейсер “Паллада”, погибло 579 моряков. Штаб российского Балтфлота начал разрабатывать и внедрять меры противолодочной защиты. Возле входов на наши базы стали выставлять мины, специальные сети. На дозорную службу теперь было приказано посылать не крейсера, а эсминцы. А на германские операции российский флот ответил широкомасштабной минной войной. Под руководством Эссена и его ближайшего помощника, контр-адмирала Колчака, осуществлялись постановки мин на неприятельских коммуникациях. Иногда их ухитрялись поставить прямо под носом противника, возле его баз. На них подорвались несколько кораблей, в том числе крейсер “Фридрих-Карл”. Германские морские силы были заперты в собственных портах, вынуждены были вести разведку, раз за разом тралить проходы. Огорченный кайзер писал: “Война на Балтийском море очень богата потерями без соответствующих успехов”.

Но война расплескалась и далеко за пределы Европы. Охватила три части света, гремела по трем океанам. На Тихом Океане противником немцев вдруг выступила Япония. В кайзеровском правительстве этого совершенно не ожидали. Были уверены, что она станет союзницей, нападет на русских, чтобы прибрать к рукам Дальний Восток и владения России в Китае. Однако в Токио остались верны союзу с Англией. К тому же, хорошо испробовали боеспособность наших солдат. Рассчитали, что выгоднее будет захватить владения Германии. Япония предъявила немцам ультиматум – уступить эти владения без боя. Не получив согласия, начала боевые действия.

Главной германской базой в Китае был Шандунский полуостров с городом и крепостью Циндао. Немцы построили тут сталелитейный завод, разрабатывали угольные копи, и в порту корабли заправлялись углем. Циндао объявляли “немецким Порт-Артуром”. Еще в начале ХХ века, во время восстания ихэтуаней, вокруг города возвели вал длиной 5 км, в крепости было много артиллерии, с моря ее прикрывали береговые батареи. В 1914 г. построили редуты, вырыли траншеи с проволочными заграждениями. Но предполагалось обороняться только от британских и русских десантов, от восстаний китайцев. О возможности схватиться с Японией германское руководство не подумало, гарнизон крепости насчитывал всего 2 тыс. штыков. К ним присоединили 1,5 тыс. добровольцев – клерков, мастеров, гимназистов.

С такими силами о полевых сражениях нечего было и думать.

В сентябре японские войска беспрепятственно высадились на Шандунском полуострове и обложили Циндао. 6 октября предприняли первый штурм. Его удалось отбить мощной крепостной артиллерией. Но к японцам прибывали подкрепления, численность их войск дошла до 30 тыс. человек. Они устраивали оживленные перестрелки, демонстрации атак, и заставили немцев расстрелять боеприпасы. 9 ноября начался второй штурм. Губернатор Циндао понял, что защитников перебьют, да и населению достанется в уличных боях, и предпочел капитулировать.

Японские десанты захватили ряд тихоокеанских островов, принадлежавших Германии – Каролинские, Марианские, Маршалловы. Япония была бы не против прибрать к рукам остальные немецкие владения в этом регионе – Соломоновы острова, Самоа, Новую Британию, Новую Гвинею. Но их увели из-под носа, там высадились англичане и новозеландцы.

А в Африке у немцев было четыре колонии – Того, Камерун, Юго-Западная и Восточная Африка. На них развернулось наступление из британских, французских, бельгийских колоний. У всех воюющих держав настоящих кадровых войск в колониях было мало. Формировались отряды из служащих, фермеров, плантаторов и их слуг. Сама же война вылилась в стычки по саваннам и джунглям, иногда происходили бои за те или иные населенные пункты. В 1914 г. странам Антанты удалось захватить лишь Того. Но на морях господствовал британский флот, и колонии немцев оказались отрезаны от метрополии, могли сопротивляться лишь собственными силами. А Германия утратила возможность использовать ресурсы заморских владений. Хотя ее противники активно выкачивали из колоний сырье, продовольствие, людские пополнения.

В какой-то мере немцы готовились к подобной ситуации. Они запланировали масштабные крейсерские операции на морских трассах. С началом войны в Тихий океан отправилась эскадра вице-адмирала Шпее. От нее отделились для самостоятельных действий легкий крейсер “Эмден”, вспомогательный крейсер “Эйтель-Фридрих”. В другие моря вышли отряды, возглавляемые легкими крейсерами “Карлсруэ” и “Кенигсберг”. Правда, Англия вскоре спохватилась. Вывела в море свои эскадры и блокировала немцам выходы в Атлантику. Но те германские крейсера, которые успели проскочить на открытые просторы, наделали союзникам немало бед.

“Кенигсберг” громил грузовые суда в Индийском океане. “Карсруэ” с четырьмя вспомогательными судами наводил ужас в Атлантике, потопил и захватил 17 пароходов. А “Эмден” в Тихом океане пиратствовал в прямом смысле слова. Он приближался к судам противника под британским флагом, уничтожил и захватил 25 транспортов. 28 октября “Эмден”, выдавая себя за “англичанина”, нагло вошел в малайский порт Пенанг, потопил стоявшие там русский легкий крейсер “Жемчуг” и французский миноносец “Муспэ”. А эскадра Шпее из 2 броненосных крейсеров и 3 легких крейсеров 11 ноября у берегов Чили встретила английскую эскадру Крэдока из броненосных крейсеров “Гуд Хоуп”, “Монмаут” и легкого “Глазго”. Немцы, не потеряв ни одного корабля, отправили на дно оба британских броненосных крейсера, ускользнул лишь “Глазго”.

В Англии это восприняли как плевок в лицо. Выделили крупные силы, и за немецкими рейдерами развернулась охота по всем морям. “Карлсруэ” был самым быстрым в мире крейсером, он каждый раз удирал от погони, но взорвался сам по неизвестной причине – накануне купил на Кубе взрывчатку, и по-видимому, подсунули некондиционную. “Эмден” на Кокосовых островах высадил часть команды, чтобы уничтожить британскую радиостанцию, тут-то его поймал английский крейсер “Сидней” и расстрелял на якоре. А эскадру Шпее обнаружил у Фолклендских островов вице-адмирал Стрэди. Теперь у англичан был явный перевес, 2 линейных крейсера, 3 броненосных и 1 легкий, и они за поражение расквитались сполна. Своих кораблей не потеряли, а германскую эскадру потопили, скрылся только легкий крейсер “Дрезден”.

А командующий германским флотом Ингеноль решил повторить то же самое, что противник сделал у Гельголанда. Трижды выводил флот в море, высылал легкие корабли обстрелять британские базы, вызвать погоню и навести ее на главные силы. В декабре англичане клюнули, выслали эскадру. Но Ингеноль получил вдруг приказ кайзера возвращаться без боя. Вильгельм испугался за свои корабли, счел действия Ингеноля слишком рискованными и отстранил его от должности, назначил вместо него осторожного адмирала фон Поля.

 

© Валерий Шамбаров

 

Ссылка на первоисточник
наверх