«Детей от смешанных браков — в крематорий!» Татарскую националистку выдвинули на госпремию
Фаузия Байрамова, известная татарская националистка из Набережных Челнов, которая находится сейчас под судом за разжигание межнациональной вражды, выдвинута в Татарстане на соискание Государственной премии Татарстана имени Тукая.
По сведениям, содержащимся на официальном сайте, посвященном татарскому классику — поэту Габдулле Тукаю (1886-1913), премия его имени присуждается в республике за «наиболее выдающиеся и получившие общественное признание произведения литературы и искусства, внесшие значительный вклад в развитие отечественной и национальной культуры». Также могут быть награждены деятели культуры, чьи труды «отличаются высоким уровнем профессионального мастерства, обладают своеобразием авторского стиля, новизной и оригинальностью», или те, кто зарекомендовал себя «выдающимися научными исследованиями в области искусствоведения и литературоведения».
В смысле своеобразия авторского стиля 59-летней Фаузие Байрамовой, которую часто называют «бабушкой татарского национализма», безусловно, в Татарстане нет равных. С начала 1990-х годов бывшая выпускница театрального училища призывает к освобождению от «российского имперского гнета» и борьбе за полную независимость Татарии. Именно тогда жители Казани впервые увидели ее во главе толпы татарских националистов, скандировавших «Азатлык!» (в переводе с татарского — свобода) на центральной площади города и несших плакаты «Детей от смешанных браков — в крематорий!». Фаузия Байрамова стала символом татарского национализма «первой волны». Однако после того, как в Татарии система власти Минтимера Шаймиева получила от федерального центра максимум преференций, Байрамову попросили уйти с политической сцены, и о ней стало мало что слышно. Она писала книги и путешествовала, расширяя круг соратников за границей.
Фамилия Байрамовой снова появилась в СМИ чуть больше года назад, когда в декабре 2008 года «Милли-меджлис татарского народа» принял новую «Декларацию о независимости Татарстана» и объявил об альтернативном Кабинету министров РТ национальном «правительстве в изгнании». Главой «правительства», утвержденного на съезде в Набережных Челнах, стал другой не менее известный татарский националист-эмигрант Виль Мирзаянов, ныне проживающий в США.
Сессия Милли-меджлиса приняла также обращение «ко всем государствам мира и Организации Объединенных Наций» с просьбой признать государственный суверенитет Татарстана, «провозглашенный 30 августа 1990 года» и «организовать массовые кампании в поддержку независимости Татарстана перед правительствами своих стран и общественностью».
Это стало причиной для возбуждения в отношении Фаузии Байрамовой дела по ч. 1 ст. 282 УК РФ, так как по данным следствия, обращение и другие тексты, которые обвиняемая распространила в интернете, «могли спровоцировать возбуждение межнациональной вражды и нетерпимости». Сейчас расследование уголовного дела, которое вел набережночелнинский межрайонный следственный отдел СУ СКП РФ по РТ, завершено. Как сообщил старший помощник руководителя СУ прокуратуры РФ по РТ Эдуард Абдуллин, процесс над Фаузией Байрамовой пока не закончен, в Набережночелнинском городском суде идут слушания.
В этих обстоятельствах Всетатарский общественный центр (ВТОЦ), идеология которого не сильно отличается от взглядов Байрамовой, решил поддержать сподвижницу и выдвинул ее на соискание Государственной премии имени Габдуллы Тукая. Следует отметить, что согласно положению о присуждении премии, предлагать номинантов может любая общественная организация, и в этом смысле ВТОЦ ничем не отличается от того же Союза писателей РТ. Решать же все равно будет Комиссия при президенте РТ по государственным премиям.
Тем не менее, симпатии некоторых творческих союзов РТ, а также самих татарских писателей явно на стороне Байрамовой. В частности, председатель Союза писателей РТ Илфак Ибрагимов в беседе с корреспондентом ИА REGNUM Новости был настроен весьма агрессивно, заявив, что выдвижение Байрамовой не противоречит закону, а федеральному агентству он ничего комментировать не будет. Произведения же писательницы никакого отношения к политике не имеют — «они в этом смысле чистые». Следует отметить, что за день до этого коллеги председателя Ибрагимова, комментируя событие, говорили об обратном. Например, известный татарский драматург и депутат Госсовета РТ Туфан Миннуллин заявил, что «писатель — это всегда политик».
Конечно, трудно представить, что в нынешней ситуации, когда Татарстан находится в полной финансовой и экономической зависимости от федерального центра (а с близким уходом Минтимера Шаймиева — и в полной политической), президентская комиссия по государственным премиям решит вдруг напоследок исполнить «сальто-мортале» и включит Байрамову в список номинантов. Тем не менее, сам прецедент, о котором сообщили местные СМИ, говорит о надеждах на изменение обстановки и своеобразной проверке реакции нового руководства Татарии на инициативы националистов.
На главной странице сайта, посвященного Габдулле Тукаю, содержится цитата из стихотворения «Не уйдем!», написанного поэтом в 1907 году. Несмотря на большое множество других высокохудожественных стихотворений Тукая, для официального сайта, разработанного республиканским медиа-холдингом «Татмедиа», было взято именно это. Как указывают разработчики, данное стихотворение — одно из лучших гражданственно-патриотических. Потому что создано «как ответ провокационным выступлениям реакционной печати и черносотенных депутатов Государственной думы, советовавших недовольным русскими порядками мусульманам переселиться в султанскую Турцию».
Попытки дать ответ «реакционным и провокационным выступлениям» предпринимаются в Татарстане давно, однако Габдулла Тукай здесь плохой помощник. Поэт был известен своими симпатиями к России и русскому народу. А в том же самом стихотворении «Не уйдем!» есть весьма характерные строки: «Вольная страна Россия — наша цель, и до конца // Не уйдем, и не зовите, криводушные сердца!». В этом контексте деятельность Фаузии Байрамовой и утвержденного «правительства в изгнании», половину которого составляют граждане США, Германии и Турции, выглядит парадоксом. Если только не предположить, что «вольная Россия» воспринимается нынешними толкователями Тукая не как Россия, свободная от своих угнетателей — помещиков и баев, а как свободная республика Татарстан, независимая от России.
Свежие комментарии