Пророка Илии | ||
20.07/2.08. – Пророка Илии Ильин день. Тайна пророка Илии
Жизнь св. пророка Илии описана в Ветхозаветных книгах (3 Цар.; 4 Цар.; Сир. 48, 1-15; 1 Мак. 2, 58). Его имя также не раз упоминается в Новом Завете, с чем связываются эсхатологические и мессианские ожидания. Во время Преображения Господня Моисей вместе с пророком Илией беседовали со Спасителем на горе Фавор (Мф. 17, 3; Мк. 9, 4; Лк. 9, 30). По мнению свт. Иоанна Златоуста, «один умерший и другой, ещё не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей». Сам Иисус вспоминает историю Илии применительно к Своему служению после того, как Его проповедь в Назарете не имела успеха, говоря, что «никакой пророк не принимается в своем отечестве» (Лк. 4:24). Особо важное значение имеет свидетельство о пророке Илии в Апокалипсисе. С малых лет Илия посвятил себя Богу, поселился в пустыне и проводил жизнь в строгом посте и молитве. Призванный к пророческому служению при израильском царе Ахаве, пророк стал пламенным ревнителем истинной веры и благочестия. В то время израильский народ отпал от веры своих отцов, оставил Единого Бога и поклонялся языческим идолам, почитание которых ввел нечестивый царь Иеровоам. Этим идолам евреи ритуально приносили в жертву детей (4 Цар. 17:17). Особо поддерживала идолослужение жена царя Ахава, язычница Иезавель. Поклонение идолу Ваалу привело израильтян к полному нравственному разложению. Видя гибель своего народа, пророк Илия стал обличать царя Ахава в нечестии, убеждая его покаяться и обратиться к Истинному Богу. Царь не послушал его. Тогда пророк Илия объявил ему, что в наказание три года не будет ни дождя, ни росы на земле и засуха прекратится только по его молитве. И действительно, по молитве пророка небо заключилось, наступила засуха и голод по всей земле. Народ страдал от зноя и голода. Господь по Своему милосердию, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии, горевшего желанием обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию. Сохраняя пророка Илию от рук Иезавели, Господь во время бедствия послал его в сокровенное место у потока Хораф. Хищным воронам Господь повелел приносить пищу пророку, внушая ему тем самым жалость к страждущему народу. Когда поток Хораф высох, Господь послал пророка Илию в Сарепту Сидонскую к бедной вдове, которая страдала вместе с детьми в ожидании голодной смерти. По просьбе пророка она приготовила ему опреснок из последней горсти муки и остатка масла. Тогда по молитве пророка Илии мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы на протяжении всего голода. Силою своей молитвы великий пророк сотворил другое чудо – воскресил умершего сына этой вдовы. По прошествии трех лет засухи Милосердый Господь послал пророка к царю Ахаву для прекращения бедствия. Пророк Илия велел собрать на гору Кармил весь Израиль и жрецов Ваала. Когда народ собрался, пророк Илия предложил соорудить два жертвенника: один – от жрецов Ваала, другой – от пророка Илии для служения Истинному Богу. «На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, – сказал пророк Илия, – и все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти» (3 Цар. 18, 21-24). Первыми приступили к жертвоприношению жрецы Валла: они взывали к идолу с утра до вечера, но напрасно – небо молчало. К вечеру пророк Илия воздвиг свой жертвенник из 12 камней, по числу колен Израилевых, возложил жертву на дрова, приказал выкопать вокруг жертвенника ров и повелел поливать жертву и дрова водой. Когда ров наполнился водой, пророк обратился к Богу с горячей молитвой и прошением, чтобы Господь ниспослал с неба огонь для вразумления заблуждающихся и ожесточившихся израильских людей и обратил сердца их к Себе. По молитве пророка с неба сошел огонь и попалил жертву, дрова, камни и даже воду. Народ пал на землю, взывая: "Воистину Господь есть Бог Един и нет другого Бога, кроме Него!". Тогда пророк Илия умертвил всех жрецов Вааловых и стал молиться о ниспослании дождя. По его молитве небо отверзлось и выпал обильный дождь, напоивший жаждущую землю. Царь Ахав осознал свое заблуждение и оплакал грехи, но жена его Иезавель грозила убить пророка Божия. Пророк Илия бежал в царство Иудейское и, скорбя о безсилии искоренить идолопоклонство, просил у Бога себе смерти. Ему предстал Ангел Господень, укрепил его пищей и повелел идти в дальний путь. Сорок дней и ночей шел пророк Илия и, дойдя до горы Хорив, поселился в пещере. Здесь после грозной бури, землетрясения и пламени Господь явился "в тихом ветре" (3 Цар. 19, 12) и открыл скорбевшему пророку, что Он сохранил семь тысяч верных рабов, не поклонившихся Ваалу. Господь повелел пророку Илии помазать (посвятить) на пророческое служение Елисея. За свою ревность о Боге пророк Илия был взят на Небо живым в огненной колеснице (4 Цар.2:11). Иконописная традиция часто изображает пророка Илию возносящимся на колеснице с огненными колесами, которая окружена со всех сторон пламенем и запряжена четырьмя крылатыми конями. Пророк Елисей стал свидетелем восхождения пророка Илии на небо в огненной колеснице и получил вместе с его упавшим плащом дар пророческого духа вдвое больший, чем имел пророк Илия. Согласно Библии, до Илии живым на небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа (Быт. 5:24). Этим двум пророкам предсказано и возвращение на землю перед концом времен для последней проповеди. Уже в Книге пророка Малахии говорится: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного»(Мал. 4:5). В откровении св. Иоанна Богослова описано подробнее: «И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли. И если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту. Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчества их, и имеют власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвой, когда только захотят. И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их, и трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят… Но после трех дней с половиной вошел в них дух жизни от Бога, и они оба встали на ноги свои; и великий страх напал на тех, которые смотрели на них. И услышали они с неба громкий голос, говорящий им: взойдите сюда. И они взошли на небо на облаке; и смотрели на них враги их» (Откр.11:3-12). Об этом упоминается в православном богослужении (Триодь постная, Служба св. Пророку Илии, Четьи Минеи за 20 июня). Поскольку ветхозаветное служение пророка Илии преследовало цель обращения евреев от идолопоклонства, возможно, и последняя проповедь пророка Илии будет особо обращена к еврейскому народу, ныне самому антихристианскому и пребывающему в состоянии богоборчества – как последняя возможность спасения хотя бы его части. На это указывает и место убиения обоих пророков: Иерусалим, "который духовно называется Содом и Египет", потому что теперь оккупирован "детьми диавола", они именно там воздвигнут Третий храм для своего машиаха-антихриста. В иудейской традиции также считается, что Илия должен вернуться на землю пред пришествием машиаха. Предания об Илие сохраняются и у мусульман, и ему воздаётся высокая похвала в Коране. Сохранились свидетельства различных христианских авторов, что в первые века по Р.Х. существовали сочинения, которые были составлены от имени пророка Илии. В этих произведениях, которые рассматриваются исследователями как "апокалипсисы" (откровения), пророк предстает провозвестником конца времен и прихода Мессии. На Руси пророк Илия изначально пользовался большим уважением. Еще при князе Аскольде, в начале IX века, был воздвигнут соборный храм пророка Илии в Киеве. Приняв Крещение, святая равноапостольная княгиня Ольга построила храм пророка Илии у себя на родине, в селе Выбуты. Возможно, давнее и особое почитание пророка Илии на Руси объясняется тем, что с принятием христианства в народном сознании Ильёй-пророком заменился образ языческого Громовержца-Перуна. Многие языческие обычаи заметны поныне в праздновании Ильина дня. С четверга перед Ильиным днём, когда в некоторых местностях пекли обрядовое печенье. Накануне Ильина дня предпринимали разнообразные меры предосторожности, чтобы защитить свой дом, хозяйство и посевы от ливня, града или молнии. В Ильин день была запрещена любая работа – считается, что она не принесёт никакого результата и может разгневать Илью-пророка за непочтительное отношение к его празднику. Почти повсеместно обязательным обрядом Ильина дня была коллективная трапеза (братчина) с гуляньями молодежи, играми, хороводами и песнями. С Ильина дня, по народным поверьям, запрещалось купаться по причине того, что в вода с этого дня становится холоднее и в нее возвращается всякая нечисть (черти, русалки, волос – с Иванова дня и до сих пор они были на суше, где их молниями отстреливал Илья-пророк). Поэтому купание становится чревато появлением нарывов на теле, а в отдельных случаях вообще утоплением нечистью. В этот день можно было начинать пользоваться плодами нового урожая, в некоторых местах крестьяне ставили на воротах чашку с зерном, прося священника «провеличать Илию на плодородие хлеба». Раньше праздник, связанный с символикой плодородия, также связывался в представлениях славян с брачной темой: девушки молились о том, чтобы выйти замуж. Православные особенно молились пророку Илие при засухе, а также и о прекращении затяжных дождей, о недопущении оружейных ран, об удаче на охоте. Праздник совпадает с датой создания воздушно-десантных войск СССР и РФ, поэтому святой Илия считается покровителем "голубых беретов". Летчики также считают его своим покровителем – оберегающим их в небе. Многие русские пословицы связывают с этим днем поворот лета на осень: С Ильина дня в реке уже не купаются, поговаривая: «До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается». + + + Ежегодно 2 августа в РФ отмечается День Воздушно-десантных войск (День ВДВ), объявленный Указом президента РФ №549 от 31 мая 2006 г. "Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах". Днём создания ВДВ считается 2 августа 1930 г., когда на учениях Московского военного округа под Воронежем впервые было десантировано на парашютах десантное подразделение в количестве 12 человек. Поскольку этот день удачно совпал с днем св. Илия пророка – этот святой теперь признан покровителем Воздушно-десантных войск России. К счастью, в отличие от знамени всей армии РФ (где позорно присутствует пентаграмма), в символике ВДВ нет богоборческих советских родимых пятен. Это хороший признак, поскольку армия нам нужна для обороны государства независимо от преходящих недостойных правителей.
|
Пророка Илии
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии