Советское бесплатное образование
Турбо-патриоты в соцсетях обычно пишут про современное образование (если отбросить ритуальные проклятия в адрес ЕГЭ) что-то примерно такое:
1. Наше лучшее в мире образование хотят загубить либерасты проклятые. И тем самым перечеркнуть все великие достижения, достигнутые при советской власти.
2. В школе разрешили преподавать непрофессионалам, окончивших краткосрочные курсы.
3. Наши дети не смогут выбиться в высшее общество и станут «рабочим быдлом».
4. При Сталине всех бы этих реформаторов…
Начнём со Сталина. Внезапно для некоторых, перевести старшую школу и ВУЗы на коммерческую основу постановил Совнарком в 1940 году — когда уже шла Вторая мировая война и надвигалась Великая Отечественная. Это постановление имеет смысл привести полностью:
Постановление №638 «Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначений стипендий».
Учитывая возросший уровень материального благосостояния трудящихся и значительные расходы Советского государства на строительство, оборудование и содержание непрерывно возрастающей сети средних и высших учебных заведений, Совет Народных Комиссаров СССР признает необходимым возложить часть расходов по обучению в средних школах и высших учебных заведениях СССР на самих трудящихся и в связи с этим постановляет:
1.Ввести с 1 сентября 1940 года в 8, 9, и 10 классах средних школ и высших учебных заведениях плату за обучение.
2.Установить для учащихся 8-10 классов средних школ следующие размеры платы за обучение:
а) в школах Москвы и Ленинграда , а также столичных городов союзных республик – 200 рублей в год;
б) во всех остальных городах, а также селах – 150 рублей в год.
Примечание. Указанную плату за обучение в 8-10 классах средних школ распространить на учащихся техникумов, педагогических училищ, сельскохозяйственных и других специальных средних заведений.
1.Установить следующие размеры платы за обучение в высших учебных заведениях СССР:
а) в высших учебных заведениях, находящихся в городах Москве и Ленинграде и столицах союзных республик, — 400 рублей в год;
б) в высших учебных заведениях, находящихся в других городах, — 300 рублей в год…
Председатель Совета Народных Комиссаров Союза ССР В. Молотов
Управляющий Делами Совета Народных Комиссаров СССР М. Холмов
Москва, Кремль. 2 октября 1940г. №1860.
Этот странный для коммунистического государства возврат к коммерческому образованию объяснялся прагматическими соображениями: в СССР на тот момент было куда больше нужды в рабочих руках, чем в людях с высшим образованием. К тому же, военные учебные заведения оставались бесплатными — а значит, после школы-семилетки мальчишек стимулировали идти в летные, танковые и тому подобные училища. Надвигалась война, и правительство не могло этого не понимать.
Между прочим, до этого постановления в ВУЗах учили бесплатно даже при НЭПе, но только очень не всех — а лишь по направлениям партийных и иных органов, причем только рабочих и, в меньшей степени, крестьян. А остальных и тогда учили за деньги. И со школой бесплатной тоже не всё было ОК — бесплатным повсеместно было, кажется, всего лишь пятилетнее образование. Бесплатные школы-семилетки были в основном в крупных городах, и туда тоже попадали не все, кто хотел.
Кроме общеобразовательной школы — семилетки, были ещё ремесленные училища. Которые тоже тогда давали обязательное семилетнее образование, а за одно и обучали ВОСТРЕБОВАННЫМ профессиям. И вот туда-то и выпинывали всех после пятого класса. Именно наличие свободного приема в ремеслухи позволяло СССР до войны говорить о наличии бесплатного общедоступного семилетнего образования.
После ремесленных училищ можно было поступить по большому конкурсу или по направлениям в техникум. И только после него, если кто выдержит – в ВУЗ. Престиж высшего образования был чрезвычайно высок уже просто потому, что людей с высшим образованием было мало, и попасть в институт удавалось очень немногим.
Кстати: в ремесленных училищах могли преподавать люди с педагогическом образованием, заключающимся в двухмесячных курсах. Но зато — специалистов в рабочих профессиях. И это правильно. Вы можете представит тётку-педагога за расточным станком или баранкой самосвала? Я – нет. Какому ремеслу она может обучить? (Вопрос риторический – можно не отвечать).
После семилетки некоторые поступали в среднюю школу. После экзаменов. Но экзаменов было мало: окончательное решение было за педсоветом школы. Куда входили и некоторые родители. Брали в десятилетку не всех.
После ввели обязательное восьмилетнее образование. А ремесленные училища стали называть производственно-техническими училища. В ремеслухах был полный пансион. Как в интернате. Для бедных родителей было хорошо. Потом от этого постепенно отказывались. И самих ПТУ становилось всё меньше. А потом ввели обязательное десятилетнее образование и ПТУ, слегка подрыгав ножками, скончались. А сейчас вместо них образовались повсеместно лицеи. В которых готовят по программе десятилетки бездельников. С юридическо — экономическим уклоном, естественно.
Оцените прогресс за два столетия: раньше на всю российскую империю был всего один лицей. (Ну, это тот, в котором Пушкин ещё учился) А теперь этих лицеев в каждом областном городе по сотне.
И как-то так совпало, что по мере увеличения сроков обязательного образования, постепенно сходили на нет и успехи советской науки и техники.
Причина? Раньше педагоги хоть в старших классах могли вести нормально урок. А теперь приходилось держать в классах всех великовозрастных оболтусов. Которые категорически не хотели учиться и портили весь учебный процесс, мешая другим и терроризируя отличников. И педагогам в преподавательском процессе приходилось ориентироваться на уровень этих оболтусов. Единственный способ от них избавиться был поставить им тройки и перевести в следующий класс. И в конечном итоге сплавить их в армию. Оставлять на второй год было нельзя. И дело тут не только в пресловутой галочке. Хотя и в ней тоже. Просто второгодники сами по себе создавали проблемы тем бОльшие, чем дольше они задерживались в школе.
Было у введения платности обучения и еще одно, на сей раз не столь прагматичное, соображение. Введение платы за обучение — такой, какую могли легко позволить себе уже имеющиеся специалисты с высшим образованием, но не могли низы советского общества — было серьезным шагом к закреплению новой сословности в советском обществе. Сын инженера мог стать инженером, сын рабочего с большой долей вероятности оставался рабочим, сын колхозника — колхозником. Если, конечно, не шел в армию или партию, которые были единственными работающими социальными лифтами.
Сталин почти построил такое общество — в нем, если говорить об образовании, было восстановлено даже раздельное обучение девочек и мальчиков. Но чуть-чуть не успел: скончался в 1953 году. Отменили платное и раздельное образование сразу же, в 1954 году. То есть сразу после наметившегося поворота к «ленинским ценностям».
Куда эти ценности привели страну — вы все знаете.
Свежие комментарии